Торсионная подвеска где применяется

История появления торсионной подвески берет начало еще в 30-х годах минувшего столетия, благодаря многократному усовершенствованию она остается актуальной до сих пор и успешно используется не только в гражданской, но и в военной технике. Причем технология востребована не какими-то скромными фирмами, а стоит на вооружении компаний, признанных лидерами отрасли, таких как Volkswagen, Ferrari, Citroen, Toyota, Jaguar и др. В свое время отечественные производители также оценили торсионную подвеску и впервые испытали её на легендарном Запорожце, в котором передняя подвеска включает пару торсионов квадратной формы. Ввиду такого положения вещей полезно было бы подробнее рассмотреть, что такое торсионная подвеска и почему интерес к ней оказался таким устойчивым.

Что такое торсионная подвеска

Базовый элемент торсионной подвески – торсион (в пер. с франц. torsion – скручивание), – элемент, выполненный в виде цилиндрического стержня повышенной упругости, работающий на скручивание в одну сторону. Форма торсиона не подчинена единому стандарту, поэтому в поперечном сечении он бывает в основном квадратным или круглым. Еще один менее распространенный вариант – пластинчатый торсион, имеющий многослойную структуру, также рассчитанный на кручение, обеспечиваемое совместной работой нескольких пластин.

С целью повышения пружинистости при скручивании используемая в производстве торсионов сталь проходит сложную многоэтапную термообработку. Благодаря этому интенсивные крутящие напряжения и значительные углы закручивания не создают подвеске проблем. Оба конца торсиона подвижны, что достигается за счет использования подшипников и шлицевых соединений, восполняющих изменения, вызванные рабочими нагрузками.

Находящаяся под кузовом торсионная балка может занимать как продольное, так и поперечное положение. Продольный вариант встречается преимущественно в грузовиках, где ходовая часть постоянно испытывает значительные нагрузки. Поперечная торсионная подвеска устанавливается на легковые автомобили, особенно заднеприводные.

Торсионные валы имеют разную толщину, что сказывается на эксплуатационных показателях и мягкости подвески. Во избежание ржавления торсиона защищен устойчивой антикоррозионной краской или же прорезинен.

Принцип работы торсионной подвески

схема торсионной подвески

Схема торсионной подвески автомобиля Hummer H2: 1. Ступица колеса; 2. Приводной вал; 3. Нижний поперечный рычаг; 4. Верхний поперечный рычаг; 5. Амортизатор; 6. Стабилизатор поперечной устойчивости; 7 Передний дифференциал; 8. Продольный торсион; 9. Подрамник

Принцип работы торсионной подвески достаточно прост. Через шлицевое соединение какой-то из концов торсиона посредством рычага подвески соединен с колесной ступицей, а другой – фиксируется к автомобильной раме. Ось рычага и ось закручивания торсиона располагаются в одной плоскости. В случае вертикального перемещения колеса торсион скручивается, что вызывает пружинящий эффект.

Напряжение в период действия сил поднятия-опускания сохраняется. При этом происходит смягчение и перераспределение нагрузки, которая направляется на кузов, что позволяет предохранить автомобиль от воздействий высокой жесткости, в том числе ударных.

Прекращение внешнего воздействия сопровождается возвращением колеса в нормальное положение. Это происходит в результате раскручивания торсиона. Механизм напоминает работу пружины, но эффективность торсиона заметно выше.

Где используется торсионная подвеска

Использование подобной подвески широко практиковалось в период Второй мировой войны. Это касалось танков и другой бронетехники. После такой апробации технологию приняли на вооружение все ведущие европейские автопроизводители и компании США. На передней подвеске торсионы впервые появляются в 1961 году в модели Jaguar E-Type. В СССР помимо Запорожцев их интегрировали в ЗИЛы и ЛУАЗы. Позже из-за своей специфики торсионы перестали использоваться в пассажирском транспорте. Хотя некоторые внедорожники и грузовики таких производителей как GM, Ford, Dodge Mitsubishi до сих пор выпускаются с подвеской именно на базе торсионов.

Несмотря на свою более чем 80-летнюю историю торсионы использовались и используются в производстве нескольких видов подвесок:

    • на продольных рычагах – находила применение в задней подвеске малогабаритных авто, а сегодня уже неактуальна;
    • независимая система на двойных поперечных рычагах – в настоящее время успешно поддерживает работоспособность некоторых моделей внедорожников;
    • полузависимая (полунезависимая) – широко используется в легковом транспорте классов «А», «В» и «С».

Плюсы и минусы

Независимо от типа используемой торсионной подвески её наличие помогает автомобилю эффективно справляться со многими задачами:

  • плавный ход;
  • хорошее поглощение рамных и колесных вибраций;
  • стабилизация ведущей колесной пары;
  • возможность регулировки степени жесткости подвески;
  • нормальная управляемость при крене.

Если принять во внимание удобства в эксплуатации и обслуживании, можно отдельно выделить, что для приведения подвески в норму во многих случаях достаточно лишь гаечного ключа, необходимого, чтобы в меру подтянуть  крепежные болты. Кроме этого следует учесть и другие положительные моменты торсионных подвесок:

  • компактные размеры и малый вес;
  • отсутствие сложностей в установке;
  • беспроблемная регулировка клиренса, не требующая внесения изменений в подвеску;
  • большой рабочий ресурс и ремонтопригодность.

Что касается недостатков торсионной подвески, то здесь нужно сфокусировать внимание вот на чем:

  • необязательно, но возможно появление тряски, особенно на заднем сидении, что связано с жестки креплением, следствием чего является передача сильных вибраций;
  • появление шумов, что объясняется проблематичностью защиты кузова от колебаний и обусловлено это также жестким креплением;
  • есть вероятность чрезмерной поворачиваемости, особенно при небольших размерах авто;
  • ресурс пробега игольчатых подшипников, расположенных в месте соединения торсионной балки и рычагов ограничен 70 тыс. км пробега.

В сравнении с продуктами автопрома на иных типах подвески приобретение автомобиля на торсионах, как правило, обходится не так дорого, при этом затраты на поддержание его в порядке нельзя назвать чрезмерными. 

Читайте также: Что такое пневмоподвеска и для чего она нужна.

Видео на тему

Ремонт торсионной подвески Ивеко ДэйлиРемонт торсионной подвески Ивеко Дэйли

Ремонт торсионной подвески Peugeot 206Ремонт торсионной подвески Peugeot 206

  • 1. Торсионная подвеска — что это такое?
  • 2. Устройство и принцип работы
  • 3. Виды подвесок
  • 4. Передняя независимая
  • 5. Задняя независимая
  • 6. Полузависимая задняя
  • 7. Плюсы и минусы применения торсионов
  • 8. Заключение

Для комфортной езды по неровным дорогам необходима упругая связь между колесами и кузовом автомобиля. Одним из способов обеспечения такой связи является применение торсионной подвески. Её активно используют в автомобилестроении благодаря компактности, простоте конструкции и высокой надежности.

Торсионная подвеска — что это такое?

Торсион представляет собой вал, изготовленный из специальной пружинящей стали, обработанной термически. К сплаву предъявляются весьма жесткие требования. Он должен выдерживать продолжительные нагрузки, не теряя при этом свои первоначальные свойства. От этого зависит надежность и долговечность подвески в целом. Для уменьшения негативного воздействия внешней среды торсион покрывают антикоррозийным составом и краской. Наиболее защищены от появления ржавчины валы, которые покрыты прорезиненным составом.

Во время преодоления автомобилем неровностей торсионы работают на скручивание в одном направлении. В зависимости от конструктивных особенностей они бывают:

  • круглые;
  • квадратные;
  • прямоугольные;
  • набранные из нескольких слоев металла.

Концы торсиона жестко крепятся к:

  • несущему рычагу;
  • кузову или раме автомобиля (в зависимости от конструкции).

Фиксация происходит посредством шлицев. Крепление к кузову может быть реализовано при помощи профиля, отличного от круглого. Для нормальной работы подвески ось вращения рычага и ось торсиона должны лежать на одной линии.

Сопротивление скручиванию рассчитывается таким образом, чтобы торсион удерживал вес автомобиля, но при этом позволял двигаться рычагу, обеспечивая упругое соединение колес с кузовом. На жесткость подвески влияют форма, упругость сплава, длина и прочие рабочие характеристики торсиона.

Устройство и принцип работы

На рисунке ниже изображена торсионная подвеска, принцип работы которой заключается в защите кузова автомобиля от чрезмерных нагрузок, передаваемых от колес, путем их гашения пружинящим валом. В процессе преодоления автомобилем неровности дорожного покрытия торсион скручивается, обеспечивая максимальную плавность хода. По завершении переезда через помеху торсион возвращается в исходное положение.

Нагрузка равномерно распределяется по всему механизму. По принципу действия это похоже на пружину — но при этом торсион демонстрирует лучшую эффективность.

Устройство торсионной подвески предполагает постоянное наличие напряжения скручивания на упругом валу во время действия сил поднятия‐опускания на колесо. Поэтому отсутствие деформационных изменений в торсионе является главным требованием к изделию.

Виды подвесок

Есть 2 варианта расположения торсионов:

  • поперечно;
  • продольно.

Поперечное расположение торсионного вала нашло свое применение в легковом транспорте. Обычно данного вида подвеска используется в автомобилях с задним приводом. Ее особенностью является размещение валов вдоль кузова машины.

Продольные торсионы применяются на больших, тяжелых грузовиках. Были попытки использовать их и на легковом транспорте, но широкого распространения эта практика не получила.

На данный момент в автомобилестроении используются подвески 3‐х основных конструкций:

  1. Передняя независимая с использованием поперечных валов.
  2. Задняя независимая с поперечными торсионами.
  3. Полузависимая задняя.

Передняя независимая

Передняя независимая торсионная подвеска включает в себя следующие элементы:

  • Продольно расположенный торсион. Обеспечивает высокую плавность хода.
  • Рычаг. Передает усилие и вызывает скручивание торсиона.
  • Амортизатор. Служит для гашения колебаний, возникающих в ходовой части автомобиля.
  • Стабилизатор поперечной устойчивости. Минимизирует крен кузова машины во время движения. Улучшает управляемость автомобиля.

Передняя независимая торсионная подвеска применяется на тяжелых внедорожниках. За счет этого освобождается место для мощного привода колес.

Задняя независимая

Поперечные торсионы задней подвески устанавливаются в паре с продольными рычагами. Пример конструкции приведен на изображении ниже.

Интересным примером автомобиля с поперечными торсионными валами и продольными рычагами является Renault 16. Машина имеет различную колесную базу справа и слева. Расстояние между передним и задним колесами справа и слева отличается на несколько сантиметров. Причиной такого инженерного решения является последовательное расположение валов один за другим. Это слегка ухудшило управляемость автомобиля, но позволило увеличить багажное отделение.

Полузависимая задняя

В основе подвески данного типа лежит торсионная балка, которая имеет U‐образную форму. Продольные рычаги располагаются по одному с каждой стороны. Балка соединяет их между собой. Рычаги крепятся одной стороной к кузову, а второй к ступице колеса.

Балка хорошо сопротивляется изгибу. При этом ее форма абсолютно не мешает ей скручиваться. Колеса могут немного перемещаться в вертикальной плоскости относительно друг друга. Расположение торсионной балки можно посмотреть на рисунке ниже.

Полунезависимая подвеска используется в бюджетных машинах с передним приводом. Обусловлено это простотой конструкции и низкой ценой таких машин.

Плюсы и минусы применения торсионов

Торсионная подвеска имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществами торсионной подвески являются:

  • плавность хода авто;
  • возможность регулировки высоты, благодаря чему легко изменить дорожный просвет;
  • компактность и простота;
  • хорошая ремонтопригодность;
  • меньшая нагрузка на подшипники колес;
  • надежность.

Недостатки торсионной подвески таковы:

  • большая зависимость жесткости подвески от качества торсионов;
  • сложность изготовления упругих валов;
  • управлять автомобилем сложно — повороты осуществлять слишком просто.

Заключение

Торсионная подвеска активно применяется в тяжелой технике, внедорожниках, а также в автомобилях бюджетного сегмента. Ее простота, надежность, долговечность и отменные прочие эксплуатационные характеристики позволили использовать ее на транспортных средствах, не требующих хорошей управляемости на высокой скорости, так как для спортивной, динамичной езды такого типа подвеска, к сожалению, совсем не подходит.

Торсионная подвеска/ Фото: auto-ru.ru

Торсионная подвеска/ Фото: auto-ru.ru

Во многих автомобилях используются независимые системы подвесок, в которых вместо пружины или пневмобаллона установлен торсион. Подобная конструкция предоставляет ряд плюсов, среди которых – повышенная мягкость и легкость ходовой части. Но присутствуют и отрицательные качества, такие как ухудшение маневренности и валкость транспортного средства. Разберемся, что являет собой торсионная подвеска, как она устроена и для каких целей применяется.

1. История появления

Volkswagen Beetle 30-х годов/ Фото: dw.com

Volkswagen Beetle 30-х годов/ Фото: dw.com

Нынешний прототип ходовой на базе торсионной балки появился в результате многолетней работы по усовершенствованию конструкции, изготовленной для Volkswagen Beetle в 30-х гг. прошлого века. Инженер из Чехии Ледвинка внес корректировки в торсион и начал устанавливать его на машины марки Tatra.

Официальные факты серийного использования торсионной подвески появились еще в 1930-х гг. Ее можно было встретить на моделях французского концерна Citroen. Спустя 10 лет торсионы появились на болидах и спорткарах Porsche. Знаменитый инженер из Австрии быстро оценил главное преимущество таких деталей для гоночного транспорта – небольшой вес.

В военное время торсионы эксплуатировались в служебных автомобилях и спецтехнике. Например, на базе такой конструкции производились немецкие «Пантеры» и «КВ» советского производства. После благополучных испытаний в бою системы распространились по всему миру.

Их неоднократно выбирали и другие известные концерны, включая Renault, Chrysler и даже отечественный ЗИЛ. Основными аргументами в пользу описанного типа ходовой стали лучшие параметры плавности и более простое обслуживание из-за примитивного устройства.

2. Как устроен торсион

Схемы торсионной подвески и балки/ Фото: avtomotospec.ru

Схемы торсионной подвески и балки/ Фото: avtomotospec.ru

Торсион изготовлен в виде стержня или вала из металлического сплава, который работает на скручивание в одном положении. В разрезе изделие имеет круглое или квадратное сечение (в редких случаях встречаются пластинчатые изделия, выполненные из определенного количества слоев).

Один конец торсиона удерживается на рычаге с помощью шлицевой фиксации. Вторая часть – идентичным способом на раме или кузове. Ось вращения и закручивания торсиона расположены на одной линии. Торсион имеет грамотно подобранное сопротивление к скручиванию, из-за чего уверенно выдерживает массу машины, гарантируя стабильное упругое соединение кузова и подвески при смещении рычага.

Принцип действия торсиона задействован и в стабилизаторах поперечной устойчивости. Для изготовления конструкции применяют высокопрочные сорта стали, обладающие повышенной стойкостью к нагрузкам без потери начальных свойств. На рабочие параметры и плавность подвески влияют толщина и длина вала. С целью защиты поверхности от ржавчины ее обрабатывают специальным веществом или наносят слой резины.

Схематичное изображение торсиона/ Фото: amastercar.ru

Схематичное изображение торсиона/ Фото: amastercar.ru

Чтобы торсион имел пружинящие свойства при скручивании, материал его изготовления проходит особую термическую обработку. В результате он становится устойчивым к повышенным крутящимся напряжениям и выдерживает большие углы закручивания без деформации.

На отдельных моделях авто торсионная подвеска позволяет автоматически выравнивать положение машины с внедрением силового агрегата, стягивающего балки для повышения жесткости с учетом специфики движения и состояния покрытия.

Системы с изменяемой высотой удобны при замене колесных покрышек или дисков, поскольку подъем кузова осуществляется с помощью трех колес, а четвертое поднимается самостоятельно без применения домкрата.

3. Основные разновидности торсионных подвесок

Крепление торсионов к раме автомобиля/ Фото: techautoport.ru

Крепление торсионов к раме автомобиля/ Фото: techautoport.ru

В автомобильной индустрии применяется три типа подвесок на базе торсиона:

  • Передняя независимая на поперечных рычагах. За счет компактного исполнения способствует рациональному расходованию свободного пространства и позволяет устанавливать массивные колесные приводы. Подобный тип встречается в конструкции рамных внедорожников и на передних осях коммерческого транспорта;
  • Задняя независимая с поперечным расположением. Легендарная модель Renault 16 комплектовалась именно такой подвеской с продольным размещением торсионов спереди и поперечным сзади. Система не получила популярности из-за ухудшения управляемости и стойкости авто на дороге;
  • Полузависимая. Конструкции с U-образным сечением и упругим стержнем отличаются повышенной прочностью на изгиб. Также они позволяют колесам на одной оси смещаться относительно друг друга при преодолении дорожных неровностей. В результате машина становится более управляемой и устойчивой.
  • 4. Достоинства и слабые стороны торсионной подвески

    Торсионная подвеска в машине/ Фото: dvd-auto.ru

    Торсионная подвеска в машине/ Фото: dvd-auto.ru

    Размещение балки под конструкцией кузова бывает поперечным и продольным. Второй вариант распространен на крупногабаритной и увесистой технике. На легких моделях более востребованы компактные торсионы задней подвески. В двух случаях они решают такие задачи:

  • обеспечивают максимально плавное движение транспортного средства;
  • поглощают нагрузки и колебания кузовной платформы и колес автомобиля;
  • отвечают за удерживание положения управляемых колес;
  • регулируют угол крена при вхождении в повороты.
  • Подвески с поперечным расположением балки имеют ограничения по длине на фоне ширины колеи автомобиля. Их рабочие концы соединены по бокам с рычагами ходовой части. Из-за этого плавность хода становится ограниченной. В свою очередь, у продольных конструкций нет жестких ограничений по длине, поэтому их мягкость сопоставима с мягкостью пружин и рессор. Также продольные конфигурации имеют улучшенные технологические параметры для крупногабаритных кузовов.

    Среди основных достоинств торсионной подвески следует выделить:

  • более компактные габариты в сравнении с пружинной системой и эргономичность;
  • упрощенный монтаж и обслуживание;
  • легкость элементов подвески;
  • возможность регулировки дорожного просвета без внесения изменений в конфигурацию подвески;
  • устойчивость к высоким механическим нагрузкам и ремонтопригодность;
  • легкость регулировки;
  • лучшая управляемость при появлении крена.
  • Нижний опорный рычаг подвески, стержень торсиона, крепление к раме/ Фото: dvd-auto.ru

    Нижний опорный рычаг подвески, стержень торсиона, крепление к раме/ Фото: dvd-auto.ru

    Работы по обслуживанию заключаются в подтягивании крепежных элементов. Это можно сделать с помощью одного гаечного ключа. Но не стоит руководствоваться правилом: чем сильнее, тем надежнее. Чрезмерная затяжка крепежей может привести к повышению жесткости ходовой части.

    Что касается недостатков конструкций на торсионных балках, то к ним относят следующие пункты:

  • Уязвимость машины к избыточной поворачиваемости. При вхождении в повороты автомобиль склонен к разворачиванию, из-за чего водителю нужно соблюдать повышенную внимательность и контролировать процесс управления. Проблема по-особому сильно выражена на моделях компании ЗАЗ с небольшими кузовными габаритами;
  • Сложности этапов производства и обработки торсионов, необходимых для поддержания упругости и прочности материала. Чтобы металл был устойчивым к поверхностным повреждениям, деталь проходит несколько циклов термической обработки и прочих процедур для упрочнения. Действия выполняются с помощью пластических осадок и прочих технологий, которые серьезно повышают стоимость подвески. Тем не менее, система распространена в автопромышленности, обеспечивая комфортную езду по дорогам с разным покрытием;
  • Ограниченный эксплуатационный ресурс подшипников в узлах фиксации к концам торсиона. Такие комплектующие уязвимы к износу и выходу из строя на фоне попадания воды, грязи и пыли через микротрещины в прокладках и сальниках. Это случается в результате естественного износа резиновых элементов и на фоне негативного влияния агрессивных факторов.
  • Ремонт торсионной подвески/ Фото: fastmb.ru

    Ремонт торсионной подвески/ Фото: fastmb.ru

    Для предотвращения подобных неприятностей необходимо регулярно смотреть под днище автомобиля и проводить обслуживание. Обычно автовладельцу достаточно менять сальники или подшипники. Если проблема усугубилась, придется ремонтировать или устанавливать новую балку, поскольку поврежденные подшипники вызывают развальцовывание посадочных мест и нарушение развала. Средний ресурс этих компонентов составляет 60-70 тыс. км пробега.

    К основным причинам, которые ограничивают сферы эксплуатации торсионных подвесок, относят технологические сложности по производству полностью независимых конструкций с повышенным уровнем комфорта. Тем не менее, торсионная балка позволяет сконструировать свободную подвеску, особенно если на ее концах закреплены вращающиеся рычаги для амортизации.

    Это обеспечивает независимость колес и повышенную плавность хода. Система незаменима на крупногабаритных и увесистых авто типа Peugeot 405 и Renault Laguna. Если речь идет о более легких моделях, то установка торсиона не оправдывает себя.

    На фоне технологического прогресса и появления на рынке разных типов подвесок, торсионные модели потеряли прежний спрос. Встретить их на пассажирских авто – настоящая редкость, что связано с высокой стоимостью производственного процесса и рядом ограничений по эксплуатации. Основные сферы применения торсионов – грузовой транспорт и внедорожники фирм General Motors, Ford, Dodge, Mitsubishi.

    Важной информацией также может быть контроль «мёртвых» зон автомобиля.

    В конструкциях современных независимых подвесок наряду с пружиной или пневмобаллоном в качестве основного упругого элемента может также применяться и торсион (torsion – кручение, в переводе с французского). Торсионная подвеска обеспечивает автомобилю ряд преимуществ, главными из которых являются высокая плавность хода и компактность подвески. Однако ее существенные недостатки в виде худшей управляемости и валкости автомобиля не позволяют применять торсионы в основной массе современных легковых автомобилей.

    Содержание

    1. История появления
    2. Что такое торсион?
    3. Принцип работы торсионной подвески
    4. Виды торсионных подвесок
    5. Передняя независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах
    6. Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсионов
    7. Полузависимая задняя торсионная балка
    8. Преимущества торсионной подвески
    9. Недостатки торсионной подвески

    История появления

    Торсионная подвеска начала применяться еще с середины 1930-х годов на автомобилях французской марки Citroen. В 1940-х торсионы использовались на гоночных автомобилях Porsche.

    автомобиль рено

    Легендарный французский автомобиль Renault 16 с торсионной подвеской

    Впоследствии их применяли и многие другие автопроизводители. Например, Renault, ЗиЛ и Chrysler. Применение торсионной подвески было обусловлено в первую очередь хорошими показателями плавности хода и простотой конструкции.

    Что такое торсион?

    Устройство торсиона представляет собой металлический вал или стержень, работающий на скручивание в одном направлении. В поперечном сечении торсион может быть круглым или квадратным, реже пластинчатым –  состоящим из нескольких слоев, совместно работающих на кручение.

    торсион

    Упругий элемент торсионной подвески с креплениями

    Один из концов торсиона жестко прикреплен к несущему рычагу подвески посредством шлицевого соединения, второй аналогичным образом фиксируется на кузове или раме автомобиля. Ось вращения рычага и ось закручивания торсиона находятся на одной линии. Обладая рассчитанным сопротивлением к скручиванию под нагрузкой, торсион удерживает вес автомобиля и обеспечивает эффективное упругое соединение подвески и кузова при перемещениях рычага. Принцип работы торсиона используется также в стабилизаторе поперечной устойчивости при противоположных ходах подвески одной оси.

    торсионные валы

    Торсионные валы круглого сечения

    Сплав стали, из которого изготавливается торсион, обладает высокими характеристиками упругости и выносливости, способен выдерживать длительные нагрузки без ухудшения своих свойств. Длина и толщина вала также влияет на рабочие характеристики и мягкость подвески. Для защиты от ржавчины и разрушения поверхность торсиона покрывают специальным антикоррозийным составом, либо прорезиненным покрытием.

    Принцип работы торсионной подвески

    Торсионная подвеска работает аналогично пружинной, рессорной или пневматической. В качестве пружинного элемента выступает стальной стержень – торсион. При работе подвески на торсион передается усилие от несущего рычага, заставляющее стержень скручиваться до определенного предела. После этого упругий элемент возвращается в исходное состояние, выравнивая и положение рычага.

    Виды торсионных подвесок

    Передняя независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах

    схема торсионной подвески

    Устройство и принцип работы торсионной подвески

    Передняя торсионная подвеска на поперечных рычагах (один или два в зависимости от конструкции) состоит из следующих элементов:

    • Продольно расположенный торсион, работающий на скручивание и заменяющий пружину.
    • Воспринимающий основную нагрузку нижний или верхний рычаг, посредством которого происходит передача усилия на торсион.
    • Демпфирующий элемент  – амортизатор, выполняющий функцию гашения колебаний.
    • Стабилизатор поперечной устойчивости, компенсирующий крены кузова при движении.

    схема автомобиля

    Независимая передняя торсионная подвеска на двойных поперечных рычагах Toyota Hilux Surf

    Компактность передней торсионной подвески на поперечных рычагах позволяет эффективно использовать свободное пространство. Например, для установки массивных приводов колес. В связи с этим торсионы получили распространение при производстве рамных внедорожников, сочетающих повышенную проходимость с мягкостью подвески. Например, Toyota Land Cruiser 100 (крепление торсиона к нижнему рычагу) и Toyota Hilux Surf (торсион на верхнем рычаге). Также торсионы применяются на передней оси коммерческих автомобилей.

    Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсионов

    В конструкциях задних подвесок с продольным расположением рычагов торсионы устанавливаются поперечно. Легендарный французский автомобиль Renault 16, выпускавшийся до 1990-х годов, оснащался передней подвеской с продольно расположенными торсионами, а задней – с поперечно.

    схема задней торсионной подвески

    Задняя подвеска с поперечным расположением торсионов

    Особенностью упругих элементов задней подвески было их расположение – один находился позади другого, что конструктивно влекло  разность в колесной базе по сторонам автомобиля (одно из колес находилось ближе к переднему на несколько сантиметров). Управляемость и устойчивость автомобиля оставляла желать лучшего, однако именно компактность торсионной подвески позволила значительно увеличить объем багажного отделения, что в значительной степени определило популярность модели. В настоящее время подобная схема подвески автопроизводителями не применяется.

    Полузависимая задняя торсионная балка

    задняя балка

    Задняя полузависимая U-образная торсионная балка

    Полузависимая торсионная балка U-образного сечения, имеющая в составе интегрированный упругий стержень, становится более прочной на изгиб. При этом она позволяет колесам одной оси незначительно перемещаться друг относительно друга при проезде неровностей. Этим достигается улучшение управляемости и устойчивости автомобиля. Данная подвеска применяется на задней оси большинства бюджетных переднеприводных автомобилей.

    Преимущества торсионной подвески

    • Высокая плавность хода.
    • Компактность и малый вес.
    • Высокая ремонтопригодность.
    • Простота и надежность конструкции.

    Недостатки торсионной подвески

    • Сложность производства торсионов.
    • Посредственная управляемость автомобиля.

    В настоящее время передняя независимая  подвеска, где в качестве упругих элементов устанавливаются торсионы, применяется при производстве грузовиков и внедорожников, не предназначенных для динамичной езды. Кроме этого, торсионная подвеска успешно используется в конструкциях шасси танков и другой специальной гусеничной техники.

    Очень плохоПлохоХорошоОчень хорошоОтлично (12 оценок, среднее: 4,42 из 5)
    Загрузка…

    Торсион представляет собой металлический упругий элемент, работающий на скручивание. Как правило, это металлический стержень круглого сечения со шлицевым соединением на концах. Торсион может состоять из набора пластин, стержней, балки определенного сечения.

    Конструктивно торсион одним концом крепиться к кузову или раме автомобиля, а другим – к направляющему элементу – рычагу. При перемещении колес торсион закручивается, чем достигается упругая связь между колесом и кузовом.

    Особенностью торсионов является вращение только в одну сторону – в направлении скручивания. Другой особенностью является то, что торсион может использоваться для регулировки высоты кузова.

    Торсионы применяются в различных видах независимых подвесок: на двойных поперечных рычагах, на продольных рычагах, со связанными продольными рычагами (торсионной балке).

    В торсионной подвеске на двойных поперечных рычагах торсионы располагаются параллельно кузову, благодаря чему их длину, а соответственно упругие свойства можно регулировать в широком пределе. Один конец торсиона крепиться к нижнему поперечному рычагу (реже к верхнему рычагу), другой конец – к раме автомобиля. Данная конструкция торсионной подвески используется в качестве передней подвески легковых автомобилей повышенной проходимости – некоторых моделей американских и японских внедорожников.

    В торсионной подвеске на продольных рычагах торсионы соединены с продольными рычагами и, соответственно, расположены поперек кузова. Данная конструкция торсионной подвески применяется в качестве задней подвески некоторых моделей легковых автомобилей малого класса.

    Особое место в конструкциях торсионных подвесок занимает т.н. торсионная балка или подвеска со связанными продольными рычагами. Направляющим устройством данной подвески являются два продольных рычага, жестко соединенных между собой балкой. Продольные рычаги с одной стороны крепятся к кузову, с другой – к ступицам колес. Балка имеет U-образное сечение, поэтому обладает большой жесткостью на изгиб и малой на кручение. Это свойство позволяет колесам двигаться вверх-вниз независимо друг от друга.

    Торсионная балка в настоящее время широко применяется в качестве задней подвески переднеприводных автомобилей малого и среднего класса. Благодаря своей конструкции подвеска с торсионной балкой занимает промежуточное положение между зависимым и независимым типом подвесок, поэтому другое ее название полунезависимая подвеска.

    Что бы езда на авто была комфортной, между кузовом и шасси должна быть упругая связь. Ее обеспечивают элементы ходовой системы, которые называются подвесками. Они бывают металлические (спирали, пружины, торсионы) и неметаллические (резиновые, пневматические). Торсионной подвеской комплектуются автомобили с различной грузоподъемностью, военная бронированная техника.

    Содержание

    1. Что такое торсион?
    2. Устройство и принцип работы торсионной подвески
    3. Виды торсионных подвесок
    4. Передняя независимая подвеска на продольных торсионах
    5. Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсиона
    6. Полузависимая задняя торсионная подвеска
    7. Плюсы и минусы

    Что такое торсион?

    Упругие элементы (валы, стержни), выполняющие роль пружины, работающие на кручении, называются торсионами. Для авто производятся из высококачественной стали, прошедшей термическую обработку.Все про торсионную подвеску

    По устройству бывают:

    • цельные;
    • пластинчатые.

    По размещению:

    • продольные;
    • поперечные.

    По сечению:

    • прямоугольные;
    • квадратные;
    • круглые.

    Один конец при помощи шлица жестко закрепляется на рычаге подвески, второй так же на раме (кузове). Оси вращения и закручивания расположены на одной линии. Сопротивление во время нагрузки рассчитывается перед изготовлением. Роль торсиона — обеспечить соединения кузова с подвеской, удержать вес авто.

    Сплав выносливый и упругий, свойства не ухудшаются долго. На упругость влияют так же габариты (толщина, длина). От ржавчины защищает покрытие, содержащее резину, или состав, предотвращающий образование ржавчины (нержавейный).устройство торсиона

    Устройство и принцип работы торсионной подвески

    Назначение подвески — во время чрезмерных нагрузок на колесах защитить кузов от резких перекосов, обеспечить плавный ход транспортного средства и комфорт водителя и пассажиров в салоне автомобиля. Хотя торсион работает как пружина, эффективность выше. Во время езды по некачественному покрытию несущий рычаг закручивает торсион. При его возвращении в первоначальное положение рычаг тоже выравнивается.

    Видео принцип действия торсионной подвески

    Один конец стержня закрепляются на рычаге, второй на раме или кузове. Стержни по отношению к кузову занимают продольное или поперечное положение. Продольное характерно для тяжелых грузовых авто, поперечное — для легковых, оснащенных задним приводом. Валы располагаются вдоль кузова.

    Виды торсионных подвесок

    Существует несколько видов торсионных подвесок:

    1. из поперечно расположенных двойных рычагов;
    2. из продольно расположенных рычагов;
    3. балка-торсион (продольно расположенные связанные рычаги).

    Первые 2 вида считаются независимыми, хорошо регулируют плавность движения. Один конец закрепляется на рычаге, второй на раме. Используется для комплектации передних осей внедорожников.

    Расположение подвески-балки по отношению к кузову поперечное, закрепляется на рычагах колес. Используется для комплектации легковых авто с небольшой грузоподъемностью.

    Передняя независимая подвеска на продольных торсионах

    Устройство независимой передней подвески:

    • продольный торсион;
    • 2 рычага колес (верхний, нижний), передающие усилие;
    • гасящий колебания демпфирующий элемент;
    • стабилизатор, компенсирующий крены кузова.передняя независимая подвеска с продольными торсионами фото

    Использование передней независимой торсионной подвески на основе поперечных рычагов во внедорожниках, оснащенных массивными приводами, и коммерческих авто возможно благодаря компактности этой подвески. Крепление осуществляется на нижний или верхний рычаг.

    Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсиона

    При установке зависимой подвески на автомобиле при преодолении препятствия наклоняются оба колеса. По этой причине вождение мене комфортное, на большой скорости низкая устойчивость, затруднено управление. Но такая конструкция надежная, прочная, грузоподъемность транспортного средства не ограничена.Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсиона

    Независимая подвеска позволяет колесам менять вертикальное положение независимо друг от друга. Повышается уровень устойчивости, комфортности, управляемости, снижается надежность, срок эксплуатации, узел дорогой. Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсиона не слишком меняет качество управляемости и стабильность авто, но дает возможность увеличить багажник за счет своей компактности. Но при всем этом сейчас она почти не используется.

    Полузависимая задняя торсионная подвеска

    Полузависимая задняя торсионная подвеска (балка) считается объединением положительных качеств независимой и зависимой. Хотя колеса связаны, они все же способны немного перемещаться по отношению друг к другу по неровной дороге.Полузависимая задняя торсионная подвеска (балка) фото

    Конструкция полузависимого агрегата:

    • торсион с креплениями (втулками);
    • амортизатор с пружиной;
    • тормозной диск;
    • рычаг колеса;
    • сайлентблок (крепление на рычаге);
    • ступица;
    • накладки колодок.

    U-образная конструкция задней балки обеспечивает высокую прочность при значительном изгибе. Этот тип подвески используется на авто с передним приводом, себестоимость его производства на порядок меньше, что в итоге влияет на стоимость автомобиля в целом.

    Плюсы и минусы

    Как у любого узла автомобиля у торсионов есть свои преимущества и недостатки.
    К плюсам можно отнести:

    • простую конструкции;
    • надежность;
    • небольшую массу и компактные размеры;
    • простоту обслуживания благодаря небольшому количеству деталей;
    • ремонтопригодность;
    • плавный хода авто;
    • снижение нагрузки, передаваемой на подшипники;
    • возможность изменить дорожный просвет.

    Минусы:

    • Производство торсионов относится к разряду сложных.
    • Управляемость ниже, чем при установке многорычажной подвески.
    • Подшипники, соединяющие торсионную балку с рычагами, быстро изнашиваются.
    • Эксплуатационные характеристики подвески полностью зависят от качества торсионов.
    • Водитель во время езды должен соблюдать осторожность.
    • Торсионы создают шум (скрипят), часто лопаются.

    Еще видео на тему устройство и принцип работы торсионной подвески

    При самостоятельной покупке, для замены необходимо учесть, что существуют левые и правые торсионы. На этих деталях имеются метки «R» (правый), «L» (левый), «-» (установка на задней части). При установке маркировку необходимо соблюдать точно.

    Наши дороги далеки от идеала, поэтому подвеске необходимо уделять повышенное внимание. От ее типа зависит периодичность ремонтов. Теоретически в подобной ситуации лучшая подвеска жесткая. Исключение составляет езда по дорогам с глубокими ямами. Торсионная подвеска простая, но подходит лишь для управления на сравнительно низкой скорости и по пересеченной местности. По этому на сегодняшний день устанавливается на габаритных машинах, грузовиках и военной технике. Для спортивной езды торсионы совершенно не приспособлены.

    Все мы знаем, что собой представляет подвеска автомобиля. Это мощная конструкция, которая выполняет три основные функции – обеспечивает качественное сцепление колес с покрытием, контролирует положение кузова и сводит к минимуму нагрузку на колеса.

    В свою очередь, авторынок не перестает удивлять автолюбителей многообразием новинок.

    К примеру, такие как подогреватель тосола, адаптивный круиз-контроль, новейшие типы торсионных подвесок. Технологии не стоят на месте и постоянно удивляют автолюбителей.

    Особенности подвески

    В современных автомобилях встречается множество видов подвесок – пружинные, рессорные, пневматические и прочие. Но из них все большую популярность набирает торсионная подвеска.

    По сути, основным упругим элементом этого узла является торсион – металлический стержень, который имеет круглое (квадратное) сечение и шлицевые соединения по краям.

    Конструктивно торсионы состоят из балки (сечение может различаться), стержней и нескольких пластин.

    Отличительная особенность торсиона заключается в том, что одной стороной он фиксируется к кузову автомобиля, а другой – к направляющему узлу (чаще всего эту функцию выполняет рычаг).

    Во время поворота колес в одну или другую сторону происходит скручивание торсиона. Именно так формируется жесткая связь кузова транспортного средства с его колесами.

    Немного истории

    Торсионы берут свое начало еще в 1934 году. Установка похожей подвески была впервые опробована разработчиками компании Ситроен на модели Traction Avant.

    Traction Avant

    Одновременно с ними идею подхватили и немецкие разработчики, которые установили новый вид подвески на всемирно известный автомобиль Фольксваген «Жук».

    Со временем торсионы неоднократно подвергались изменениям и доработкам. В частности, большой вклад в усовершенствование конструкции вложил чешский мастер профессор Ледвинк. Именно его версия конструкции дошла до сегодняшних дней и практически не изменилась.

    Впервые торсионная подвеска профессора Ледвинк появилась на Татре в середине тридцатых годов. К 1938 году идею подхватил и Фердинанд Порше.

    Большую популярность торсионы имели в период второй мировой войны, где они активно применялись на военной технике.

    После завершения боевых действий и наступления мира многие известные производители начали установку торсионных подвесок на своих авто. В частности, особую активность проявляли немецкий Фольксваген, а также французские Ситроен и Рено.

    Со временем торсионные подвески перестали устанавливаться на легковых авто из-за высокой сложности изготовления.

    Однако, к примеру, компании Ford и Dodge до сих пор предпочитают установку таких конструкций на грузовых авто и внедорожниках.

    Внедорожники

    Основные типы

    Сегодня можно выделить несколько основных типов торсионных подвесок.

    С двойными поперечными рычагами.

    В этом случае торсионы расположены параллельно кузову автомобиля. Такая конструктивная особенность позволяет выполнять точную регулировку подвески в весьма широком диапазоне.

    Из конструктивных особенностей стоит выделить крепление одной стороны торсиона к поперечному рычагу, расположенному в нижней части автомобиля (в некоторых случаях крепление производится к противоположному рычагу). С другой стороны, торсион крепится к кузову машины.

    С двойными поперечными рычагами

    Такой торсион чаще всего применяется на авто, отличающиеся повышенной проходимостью. Так, торсионы с двойными поперечными рычагами очень любят американские и японские производители.

    С продольными рычагами.

    Здесь основное отличие – соединение торсионов с продольными рычагами. Следовательно, они располагаются уже не параллельно кузову (как это было в случае с прошлым видом подвески), а поперек.

    С продольными рычагами

    Такие торсионы чаще всего устанавливается на небольших легковых авто и применяется сегодня.

    С продольными рычагами

    Со связанными продольными рычагами.

    В последние годы этой конструкции производители уделяют все больше внимания. Ее особенность в направляющем узле, роль которого выполняет пара продольных рычагов.

    Последние с одной стороны подсоединены к ступицам колес, а с другой – к кузову машины.

    Особой конструкцией отличается и сама балка, которая в сечении имеет U-образную форму.

    Со связанными продольными рычагами

    Именно такая особенность придает подвеске особой жесткости на изгиб. И это притом, что жесткости на кручение почти нет. Многие считают это недоработкой.

    На самом же деле это такая задумка разработчиков. Благодаря таким особенностям, колеса могут двигаться по вертикали, как угодно. По сути, они не зависят друг от друга.

    Задняя подвеска Audi A4 B7.

    Задняя подвеска Audi A4 B7

    К основным элементам таких конструкций можно отнести шарнир (выполнен из резины и металла), ступица колеса, витая пружина, торсионная (поперечная) балка, продольный рычаг и амортизатор.

    Преимущества и недостатки

    Как и любые другие сложные конструкции, торсионы обладают определенными преимуществами и недостатками.

    Из положительного можно выделить:

    1. Простоту в эксплуатации. Как показывает практика, этот вид подвесок хорошо поддается ремонту. При этом большинство работ может выполнить даже начинающий автолюбитель;
    2. Регулировка жесткости проста и понятна. При необходимости всегда можно настроить торсионы под свой стиль езды. Для этого не нужно ехать на СТО – все настроечные работы элементарно сделать в гараже с помощью подручных инструментов;
    3. Компактность и небольшой вес. Размещение каждого узла хорошо продумано, поэтому сама подвеска занимает минимум места. Что касается общей массы, то по сравнению со своими «собратьями», она весьма легкая;
    4. Автоматическая регулировка. Конечно, данная опция есть не на всех автомобилях, но в последнее время все больше производителей стараются добавить подобную опцию на своих моделях. И действительно, намного удобнее регулировать высоту подвески с помощью нажатия кнопки;
    5. Долговечность. Торсионы способны отслужить весь период эксплуатации без заметных проблем. Если же что-то и разболталось, то ремонт можно произвести с помощью гаечного ключа.

    Но есть и минусы:

    1. Технология производства торсионных подвесок весьма сложная, ведь перед производителями стоит сложная задача – обеспечить максимальную упругость и прочность изделия. В итоге это повышает общую стоимость торсионных подвесок. Именно из-за этого многие разработчики отказываются ставить торсионы на своих авто;
    2. Излишняя поворачиваемость подвески – еще одна проблема, которую никак не могут решить производители. На резких поворотах такие автомобили как бы разворачивает, что требует от автолюбителей особых навыков;
    3. Игольчатые подшипники, которые установлены в торсионах, отличаются ограниченным ресурсом. Этот узел часто выходит из строя из-за попадания грязи, пыли или воды. При этом причиной этому чаще всего является естественный износ, а не выбранный стиль вождения автолюбителя. В среднем игольчатые подшипники «ходят» не более 70 тысяч километров. Они требуют особого внимания и своевременной замены.

    Читайте также:

    История подвесок в бронетехнике

    Благодаря своим особым свойствам, торсионы активно применялись ранее и используются до сих пор в бронетехнике.

    Выполняются они в двух основных видах – полого или сплошного вала. Иная конструкция торсионных подвесок в производстве бронетехники не применяется.

    Соединение торсионов с остальными узлами кузова осуществляется с помощью специальных головок, имеющих шлицы различного профиля – треугольника, прямоугольника или трапеции.

    К примеру, в хорошо известном танке «Пантера» соединение производилось с помощью уникального клиновидного болта и головок с лысками.

    Подвеска танка Пантера

    Основное задачей разработчиков бронетехники было желание добиться максимальной прочности. И у них это получилось за счет увеличения диаметра головки торсиона. При этом необычная простота монтажа обусловлена наличием специальной резьбы на торце.

    В большинстве случаев торсионы для бронетехники изготавливаются из надежных кремниевых или хромистых сталей.

    Кроме этого, в состав сплава обязательно добавляется никель, ванадий, молибден и ряд других элементов.

    Для достижения максимальной устойчивости хромистые стали проходят высокотемпературную обработку (предельный уровень температур закалки порой достигает 800-850 градусов Цельсия).

    Еще один важный момент – повышение динамических свойств автомобиля. Этого удалось добиться за счет заневоливания – операции закрутки раскаленного торсиона выше предела его максимальной упругости и удержание в этом состоянии какой-то промежуток времени.

    В итоге торсионы способны выдерживать огромные рабочие нагрузки. Такая методика активно применяется при производстве танков Т-72, где заневоливание производится дважды.

    Подвеска Т-72

    Подвеска Т-72

    История торсионной подвески для бронетехники началась еще с 1940 года, когда была дана команда оптимизировать танк Т-34. Уже с 1941 года первые модели танка имели торсионную подвеску.

    Благодаря такому нововведению, появилось возможность использовать больший объем топлива (до 750 литров) и увеличить объем боевого отделения. В дальнейшем из-за войны работы по оптимизации пришлось на время отложить.

    В свое время отличились мастера Великобритании, которые одновременно с пружинами производили установку специальных гидравлических амортизаторов. Такое новшество позволило свести к минимуму продольные колебания кузова и улучшить плавность хода.

    Особенности регулировки

    Как мы уже упоминали, одно из основных преимуществ торсионных подвесок – возможность регулировки.

    Большой плюс здесь в том, что автолюбителю не нужно тратить деньги на посещение СТО и оплату услуг дорогостоящих мастеров – всю работу можно сделать самостоятельно, с помощью нескольких простых ключей.

    Так, любители спортивного стиля езды часто решаются к занижению задней части автомобиля.

    И действительно, в некоторых случаях подобные шаги вполне оправданы и позволяют уменьшить общую осадку автомобиля и повысить жесткость подвески.

    Но здесь есть одна большая опасность. Чрезмерное занижение подвески однозначно приведет к повышению нагрузки. Как следствие, торсионы меньше служат и быстрее выходят из строя.

    Высота торсионной подвески меняется посредством изменения высоты торсиона или, если быть точнее, его «звезды» (шлицевого оконцевателя).

    Как правило, торсионы имеют по краям специальные шлицевые разъемы («папы»). При этом один край подвески фиксируется с корпусом балки, а другой коммутируется со шлицевым разъемом («мамой»).

    Стандартная позиция шлицов всегда помечена, изменение высоты в большую или меньшую сторону позволяет, соответственно, повысить или уменьшить жесткость подвески.

    Регулировка подвески

    Где применяются сегодня?

    В последние годы торсионные подвески становятся все более популярными. Как мы уже упоминали, в большинстве случаев они устанавливаются на грузовых автомобилях и внедорожниках. Но постепенно вектор смещается в сторону легковых авто.

    Так, торсионы устанавливаются на авто брендов SMA, Lifan и Samand. Кроме этого, торсионная подвеска стоит на Peugeot 405, Citroen Xsara, Peugeot 405, Peugeot Partner, Citroen Xsara, Citroen AX, Citroen Berlingo, Peugeot 306, Peugeot 206, Citroen Xsara Picasso и ряде других моделей. При этом с каждым годом к этой группе подключается все новые и новые марки авто.

    Вывод

    Производители во всем мире усердно работают над усовершенствованием торсионных подвесок и снижением себестоимости их производства.

    К процессу создания активно подключается современное оборудование и уникальные компьютерные программы. По заявлению некоторых специалистов в ближайшие годы торсионная подвеска сможет догнать по популярности своих конкурентов.

    Но в настоящее время большинство производителей пока не идут на массовое внедрение торсионов. О причинах этого решения мы уже говорили выше.

    Но в любом случае остается надежда, что со временем эта тенденция все-таки поменяется, ведь торсионная подвеска – это действительно уникальная разработка, которая требует особого внимания.

    Принцип работы и преимущества торсионной подвески в авто

    Содержание

    • Что такое торсион
    • Принцип работы торсионной подвески
    • Виды торсионных подвесок
      • Передняя независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах
      • Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсионов
      • Полузависимая задняя торсионная балка
    • Преимущества торсионной подвески
    • Недостатки торсионной подвески
    • Применение торсиона в современном автопроме
    • Регулировка торсионной подвески своими руками
    • Цена деталей торсионной подвески

    Обобщая сказанное, устройство торсионной подвески автомобиля кажется простым и надежным. Эти качества делают конструкцию популярной и востребованной. Сегодня торсионы устанавливают на внедорожниках, грузовой технике и легковых автомобилях бюджетной категории. Облегченная конструкция уменьшает вес машины. Использование торсионов отрицательно сказывается на показателе управляемости. Поэтому торсионы не рекомендованы для установки на спортивных авто, где важна маневренность и высокая скорость.

    Торсион – главный элемент системы подрессоривания, где основой выступает принцип кручения. Устройство торсионной подвески автомобиля само по себе предполагает, что для оснащения машины используется конструкция независимого типа.

    Что такое торсион

    Термин дословно переводится с французского языка как «кручение» или «скручивание». В этом раскрывается главное свойство элемента. Торсион представляет собой стержень, выполненный из пружинной стали: монолитный или собранный из листового железа. Если стержень вылит из металла, то он обязательно имеет сечение с обеих сторон. Если деталь скручена из листов или прутьев, то для прочности дополнительно скреплена спицами.

    Торсионная подвеска – это конструкция, где главными демпфирующими элементами выступают торсионы, установленные симметрично. Если сравнивать положение торсионов с положением пружин или рессор, то разница становится очевидной. Первые полностью исключены из неподрессоренной массы любого транспортного средства.

    Принцип работы торсионной подвески

    Когда торсионная подвеска активно работает, усилие передается от несущего рычага. Что заставляет торсион скручиваться. Когда кручение достигает предела, запускается обратное действие – элемент начинает медленно раскручиваться. Такой эффект позволяет избегать серьезных ударов, когда машина преодолевает препятствие.

    Виды торсионных подвесок

    Торсионы используют на подвесках, где колеса вращаются независимо друг от друга. Существует 2 вида крепления: поперечные и продольные.

    Принцип работы и преимущества торсионной подвески в авто

    Принцип работы торсионной подвески в авто

    Передняя независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах

    Если подвеска установлена спереди с задействованием поперечных рычагов, то в основу входят следующие элементы:

    • стержень, который расположен строго продольно;
    • верхний и нижний рычаг;
    • рессора как демпфирующее устройство;
    • дополнительно стабилизующий поперечную устойчивость элемент.

    Достоинство расположенной на поперечных рычагах торсионной подвески – это компактность.

    Задняя независимая подвеска с поперечным расположением торсионов

    Если подвеска расположена поперечно сзади, то это существенно увеличивает багажное отделение. Компактность конструкции, безусловно, является преимуществом, но в целом такая конструкция отрицательно влияет на управляемость машиной. Задние колеса заносит на поворотах. Поэтому ныне торсионные поперечные подвески уже не так актуальны, как раньше.

    Полузависимая задняя торсионная балка

    Торсионная подвеска полузависимого типа оснащена упругим стержнем с V-сечением. Балка жестко прикреплена хомутами и не позволяет колесам, расположенным по одной оси, перемещаться относительно друг друга.

    Полузависимое крепление делает конструкцию более надежной, а ход автомобиля устойчивым. Такой вариант системы подрессоривания применяют на производстве современных бюджетных машин.

    Преимущества торсионной подвески

    Чтобы оценить преимущества и недостатки системы, лучше попробовать разные варианты вождения. Особенности можно оценить в полной мере только при управлении машиной.

    Один из плюсов – небольшой вес конструкции и компактные размеры. Это свойство значительно уменьшает общий вес подвески. Торсионы легко устанавливаются, не требуют дополнительного и сложного обслуживания во время эксплуатации.

    Конструкция подвески прочна и надежна – это можно объяснить простотой сборки. Детали крепят поочередно, используя хомуты и болты.

    Безусловное преимущество для автолюбителей с опытом – возможность настройки подвески с торсионами под собственную манеру вождения. Простая самостоятельная регулировка без посещения автосервиса помогает не только улучшить управляемость автомобилем, но и незначительно увеличить клиренс, что положительно сказывается на таком качестве, как проходимость. Еще один плюс – быстрый недорогой ремонт при необходимости.

    Недостатки торсионной подвески

    Основной минус – ухудшение управляемости машиной. Торсионы почти не влияют на рулевую тягу, так как исключены из системы неподрессоренных масс. Это значит, что при поворотах автомобиль разворачивает в сторону: колесо прокручивается по оси. Во время маневра у водителя нет рычагов для управления мостом, поэтому он просто ждет, когда траектория выправится за счет эффекта обратной тяги.

    В торсионах используются игольчатые подшипники. Это такие элементы, которые часто становятся неисправными из-за попадания на них воды или грязи. Подшипники выходят из строя через каждые 70-80 тысяч км пробега, поэтому эти детали приходится часто менять. Использовать подшипники другого типа в торсионных конструкциях нельзя, так как этот элемент выполняет ключевую задачу.

    Помимо этого, немаловажную роль играет общая стоимость торсионной конструкции. Из-за особенностей производства такое приспособление обходятся недешево.

    Принцип работы и преимущества торсионной подвески в авто

    Торсионная подвеска

    Применение торсиона в современном автопроме

    Торсионные подвески стали вновь популярными в последние годы. Конструкции устанавливают на внедорожники и грузовики, но довольно редко монтируют на легковые автомобили.

    Кроссоверы оснащают торсионами сзади или спереди. Выбор в пользу такой подвески позволяет автопроизводителю уменьшить общий вес автомобиля, но сохранить габариты машины. По мнению экспертов, основной задачей для инженеров становится уменьшение себестоимости торсиона. Помимо этого, ведется проработка деталей с целью улучшения управляемости авто.

    Регулировка торсионной подвески своими руками

    Торсионную подвеску можно отрегулировать самостоятельно, не посещая автомастерскую. Для этого важно правильно подобрать ключи.

    Если вы предпочитаете спортивный стиль вождения, то можете занизить подвеску сзади. Это повысит жесткость посадки, но увеличит устойчивость машины на дороге. На поворотах авто будет вести себя более уверенно. Но чрезмерного занижения допускать нельзя, иначе это приведет к быстрому износу подвески и выходу из строя одного из торсионов.

    Клиренс, или дорожный просвет, можно увеличить, если изменить звезду торсиона. У этой детали есть шлицевый разъем, который позволяет менять крепления, снимать со стандартных позиций, поднимать или опускать их. Манипуляции напрямую влияют на занижение или завышение дорожного просвета.

    Цена деталей торсионной подвески

    Сам торсион обходится в 6500-8000 рублей, но есть дополнительные элементы, которые тоже требуют обслуживания и периодической замены.

    Читайте также: Демпфер рулевой рейки – назначение и правила установки

    Деталь Стоимость, в рублях
    Держатель 800
    Задняя пружина 3800
    Сайлентблок 320 Хх

    Элементы для торсионной конструкции можно приобрести в свободном доступе в любом автомагазине Москвы и других крупных городов.

    Обобщая сказанное, устройство торсионной подвески автомобиля кажется простым и надежным. Эти качества делают конструкцию популярной и востребованной. Сегодня торсионы устанавливают на внедорожниках, грузовой технике и легковых автомобилях бюджетной категории. Облегченная конструкция уменьшает вес машины. Использование торсионов отрицательно сказывается на показателе управляемости. Поэтому торсионы не рекомендованы для установки на спортивных авто, где важна маневренность и высокая скорость.

    Торсионная подвеска автомобиля. Понятие и принцип работы

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

  • Торсионная подвеска бтр
  • Торсионная подвеска бмп
  • Торсионная подвеска багги
  • Торсионная подвеска автомобиля что это
  • Торсионная подвеска автомобиля устройство и принцип работы плюсы и минусы