Подвеска уаз 3172

Привет подписчикам моего блога))
И просто гостям сюда зашедшим))

И снова хочу представить очередную статью))
Вообще запись планировалась из разряда:Ещё один рабочий день (Не вошедшее в блог) Но я чёт передумал, как-то в следующий раз…
Я снова, как и в некоторых предыдущих записях, собрал немного интересной информации об автомобиле, получилось так, что машина оказалась снова полноприводная))
И сегодняшний автомобиль:Ульяновского автозавода.

Все материалы, как всегда, были собраны на широких просторах интернета))

Несмотря на трудности периода застоя, в середине 1970-х годов Ульяновский автозавод по заказу Министерства обороны приступил к разработке нового поколения легких армейских автомобилей, которые смог довести до опытных образцов лишь через 10 лет. Этому проекту был присвоен военный код «Вагон-1». В него входили легкие сухопутные армейские вездеходы серий 3170, 3171 и 3172.

Как раз о них сегодня и пойдет речь, а вернее о модели УАЗ-3172
Я поначалу хотел зайти из далека и скепать статью про все модели вошедшие в серию, затронуть при этом ещё и УАЗ-3151, но передумал…

Так вот:УАЗ-3172:

1

Простые формы кузова (установленного, естественно, на мощную раму), огромный дорожный просвет (330 мм), брезентовый тент вместо крыши — суровый автомобиль.

ПОЕХАЛИ)

А начинается история отечественного УАЗа модели 3172 в далёких 80-х годах прошлого столетия. Именно тогда на Ульяновский автомобильный завод поступил заказ на разработку нового внедорожника повышенной проходимости, который должен был в несколько раз превосходить параметры устаревшей модели 3151.
И вот после положенного цикла проектно-конструкторских работ к испытаниям были подготовлены две перспективные модели: короткобазный УАЗ-3171 и длиннобазный УАЗ-3172. Эти машины могли стать лучшими внедорожниками мира.
На то время планировалось серийное производство машины, использование на заводе абсолютно нового оборудования и много чего еще. Но, к сожалению, практически все запланированные цели не были воплощены в жизнь.
Сейчас мало кто вообще знает о существовании джипа, и уж тем более о технических параметрах УАЗ-3172. Фото этой модели очень редко встречается в автожурналах и даже в интернете. Сейчас очень сложно что-либо найти про эту модель, даже в сети. Так давайте разберёмся, что являла собой эта «призрачная» модель УАЗа, и какую конструкцию она имела.-

2

Наиболее совершенный и перспективный советский джип повышенной грузоподъемности, представлявший собой важный шаг вперед по сравнению со всеми ранее созданными на Ульяновском автозаводе автомобилями.
Внедорожник действительно превосходил внедорожные качества, о чём говорили многочисленные испытания.
Основу конструкции базового шасси составила мощная лонжеронная рама лестничного типа с параллельными лонжеронами.
Что касается ходовой части, то для модели 3172 были разработаны оригинальные мосты с внешним зацеплением шестерен бортовых редукторов. Применение новых колесных редукторов привело к повышению дорожного просвета до внушительных 330 мм(!) – никакие аналоги из Японии и Европы о таком даже и не мечтали. Использование неразрезных мостов с пружинной подвеской (даже на 469-м УАЗе подвеска была рессорного типа) плюс небольшое расширение колеи обоих мостов (до 1460 мм) способствовали значительному увеличению тягово-сцепных качеств, устойчивости и проходимости, автомобиль имел более плавный и мягкий ход. Для увеличения угловой жесткости и улучшения управляемости переднюю подвеску снабдили стабилизатором поперечной устойчивости.
Специально под новые мосты были разработаны оригинальные 16-дюймовые колесные диски.
Помимо этого, машина имела значительно большую грузоподъёмность и вместимость. Таким образом, новинка способна была транспортировать грузы массой до 1000 килограмм и это ещё на пересечённой местности. Кузов вмещал в себя до 10-ти человек.
С конвейера все УАЗ-3172 оснащались специальным воздухозаборником, расположенным чуть выше кузова. Такая особенность позволяла машине с легкостью преодолевать водные преграды глубиной до 2-х метров.
Первый прототип снабжался барабанными тормозами (с плавающими колодками), рулевым механизмом с гидроусилителем и 2.9-литровым карбюраторным мотором УМЗ-421 мощностью 105 л.с. На перспективу в проекте предусматривалось применение других бензиновых и дизельных силовых агрегатов мощностью до 120 л.с. Автомобиль имел снаряженную массу 1900 кг, а полную — 2900 кг. Запас хода по шоссе составлял до 950 км. Контрольный расход топлива при скорости 90 км/ч не превышал 16 л, а при скорости 60 км/ч — 11,6 л. Максимальная скорость достигала 115 км/ч.

3

На военных испытаниях в 1992 году он легко преодолевал 30-градусный подъем, 1,2-метровый брод и таскал прицеп массой 1200 кг. УАЗ-3172 по всем показателям превосходил УАЗ-469 и его модернизированный вариант УАЗ-3151. Более того, на бездорожье он продемонстрировал полное превосходство над зарубежными армейскими аналогами
Впечатляющие возможности джипа, продемонстрированные на испытаниях, закономерно отразились в заключении приемочной комиссии, подписанном 31 октября 1993 года: «С учетом выполнения основных требований тактико-технического задания и повышения технического уровня, по сравнению с серийно выпускаемым автомобилем УАЗ-3151, грузопассажирский автомобиль УАЗ-3172 может быть рекомендован к принятию на вооружение Вооруженных сил Российской Федерации и постановке на серийное производство». Казалось бы, вот оно…
Но, несмотря на всю свою перспективность и внушительные вездеходные качества, он так и не добрался до серийного производства, причины известны – нехватка денег. В общей сложности собрали 9 опытных экземпляров машин
Сейчас некоторые машины сохранились в частных руках и одна стоит в музее.

Модификации:
УАЗ-3172-01.

4

Именно эта машина заинтересовала меня больше всего.

Армейские многоцелевые внедорожники были востребованы народным хозяйством — это доказывает история семейства ГАЗ-69/69А.
Следующее поколение ульяновских джипов также создавалось с оглядкой на нужды «мирных» потребителей: помимо военного УАЗ-469 выпускался и гражданский УАЗ-469Б.
Нет ничего удивительного в том, что и перспективное семейство внедорожников включало в себя «штатскую» версию с цельнометаллическим кузовом.
Пока шла работа над новой платформой, постоянно появлялись и испытывались образцы таких машин. Изначально эти автомобили планировали назвать «Симбир».
Своя версия «Симбира» — УАЗ-3172-01 — появилась и во время работы над проектом «Вагон».
Это был период «перестройки», механизм рыночных отношений был уже запущен, поэтому гражданский
джип проектировали с учетом интересов не столько геологов или агрономов, сколько автотуристов
и прочих небедных любителей загородных путешествий: создатели позаботились о комфорте и более привлекательном экстерьере.
Единственный опытный образец УАЗ-3172-01, построенный в 1991 году, имел цельнометаллический
закрытый пятидверный кузов.
«Симбир» базировался на платформе армейского УАЗ-3172 и использовал ряд элементов его конструкции,
в частности переднюю (зависимую пружинную) и заднюю подвески и дифференциальную раздаточную коробку, однако мосты на этой машине использовались безредукторные, типа «спайсер», что обеспечивало вполне достаточный для массовой гражданской версии дорожный просвет в 220 мм.
Двигатель УМЗ-420 с электронным впрыском топлива (рабочий объем 2,45 л, мощность 96 л.с. при 4000 об/мин) позволял автомобилю чувствовать себя одинаково уверенно и на бездорожье, и на автостраде.
И снова ясно одно:Те «темные» времена убили неплохой внедорожник.

Как то так))
Благодарю за внимание =)

Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie

Советские инженеры славились не только своей удивительной смекалкой, но и умением претворить в жизнь амбициозные и сложные проекты. Один из таковых – «Симбир», который должен был стать настоящим автомобильным прорывом, но остался на затворках истории.

Почему «Проект Вагон», более известный как внедорожник УАЗ-3172, не был поставлен на конвейер?

Начало проекта лежит в 80-х гг. 20-го века. На известнейший Ульяновский автомобильный завод был направлен необычный заказ. От инженеров требовали создать внедорожник, способный пройти в любой местности, несмотря на наличие множества преград.

В качестве примера приводился УАЗ-3151. Требовалось не просто доработать устаревшую модель, а создать конструкционно новый автомобиль, неспособный, разве что, летать.

УАЗ-3151

Примечательно, что разработка носила два названия. Одно из них – «Проект Вагон», которое держалось в тайне. Причина скрывалась в том, что внедорожник должен был быть передан военным и использоваться в качестве армейской техники. Именно этим и обусловлены повышенные требования к проходимости и другим характеристикам.

Соответствующие работы велись на протяжении нескольких лет. По итогу инженеры и конструкторы представили две интересных модели: короткобазный УАЗ-3171 и длиннобазный УАЗ-3172. Машины отличались от своих предшественников абсолютно всем.

Элементы экспериментального УАЗ 3172 в серийных УАЗах

Для воплощения неординарного заказа использовали принципиально новые подходы и современное, по тем временам, оборудование. При должных доработках тестовые образцы должны были стать на конвейер, но этого не произошло.

В современности об автомобиле и его возможностях практически никому не известно. Фотографии машины являются редкостью даже в журналах тех времен, а что уж и говорить об интернете.

Для сравнения часто приводят УАЗ-469, более известный как «Козлик». В новой модели база составила 2,7 метров, что превышает таковой параметр у серийного автомобиля на 32 см. Увеличили колею и клиренс. Инженерное решение обеспечило автомобилю повышенную устойчивость на дороге во время движения, чем не мог похвастаться 469-й.

УАЗ-469

Подвески сделали зависимыми, а вместо рессоров установили пружины. Даже при частичной загруженности транспорт двигался плавно. Управление было дополнено ГУРом и демпфером, что позволило смягчить удары при попадании в ухаб.

УАЗ-3172 было бы оптимально снабдить дизелем, как и большинство экземпляров военной техники, но заказчик не указал каких-либо предпочтений на этот счёт, поэтому инженеры установили «старичка», разработанного для ЗМЗ-21 в далеких 50-х годах.

Мощность довольно неплохая – 105 «лошадок». Модель, предназначенная для гражданского пользования, имела 96 л. с. В дальнейшем были планы довести показатель мощности до 120 «лошадей».

Вес самого автомобиля составлял почти 2 тонны. При скорости 90 км/ч внедорожник потреблял порядка 16 литров бензина, что являлось приемлемым для машин военного назначения.

УАЗ-3172 мог преодолеть по шоссе до 950 км. Это впечатляющие результаты для транспорта того времени.

УАЗ-3172

Также в наличии был полный привод, присутствовала межосевая или межколесная блокировка, но последняя была в порядке исключения. Коробка передач – только «механика». «Автомат» даже не рассматривался в качестве рабочей версии.

Над приборной панелью не стали заморачиваться, отдав предпочтение простоте и информативности. Её можно сравнить с таковой в «Козлике».

Отдельного внимания заслуживает грузоподъемность. Автомобиль мог спокойно и плавно идти, имея в багажнике порядка 1 тонны веса. Также предусмотрено крепление для тяжелого прицепа в 1,2 т.

Технические характеристики этой модели просто поражали. 469-й просто не мог конкурировать с новинкой, а её проходимость была на уровне транспорта, производимого за рубежом.

Инженеры планировали сделать флагманом серии интересную и простую модель для армейского пользования. Крыша должна была быть мягкой, минимальное убранство салона. Весь акцент делался на практичности, проходимости и функциональности. На свет появилась лишь одна такая машина, а также был выпущен гражданский экземпляр.

У инженеров и конструкторов была масса идей. Проект мог не просто увенчаться успехом, но и стать одним из наиболее востребованных в советские годы. Но реальность оказалась куда жестче.

Военные остались довольны прошедшими тестами. Завод тут же приступил к подготовке конвейера, но вот к строительству цехов перешли в наиболее неудачный момент – 1992-й год.

УАЗ-3160

Государство терпело экономический крах, на проект выделялись сущие копейки. Завод мог разориться, ведь заказчик был не в состоянии продолжать финансирование. Было принято решение работать исключительно в гражданском направлении. Идея нашла реальное воплощение в УАЗ-3160, позднее трансформировавшегося в «Патриот».

«Проект Вагон» не был ни закрыт, ни заморожен, про него просто забыли. Экономическая нерентабельность стала причиной «гибели» столь перспективного автомобиля.

Это прототип (точнее, даже серия прототипов) УАЗ-3172, который должен был заменить 469-ю модель, и среди возможных вариаций была даже нетривиальная версия для использования на «гражданке».

Содержание:

Он был похож на Range Rover даже внешне

Идея по разработке наследника «козлика» на Ульяновском автомобильном заводе возникла ещё до появления самого 469‑го (модель начали выпускать в 1972 году). В середине 1970‑х были подготовлены технические проекты и даже макеты, после появились и опытные образцы (3170/3171), однако затем работа над ними прекратилась, а к проекту завод вернулся ближе к девяностым.

В планы, связанные с новой моделью с индексом 3172, входила как подготовка автомобилей для вооружённых сил, так и создание массовой товарной версии — ведь утилитарные машины были востребованы в народе и прежде. Но в случае с новинкой уазовцы рассчитывали выпустить не просто гражданский вариант армейской машины, а комфортабельный автомобиль, который оставался бы при этом настоящим внедорожником — что-то в духе первого Range Rover! И речь сейчас не только о сочетании проходимости и комфорта, но и о дизайне. Вы просто посмотрите на него! Хотя открыто о копировании культовой британской модели никто не говорил.

УАЗ-3172 был десятиместным

Техническое задание на разработку новой машины предполагало возможность перевозить до тонны груза или 10 человек с необходимым снаряжением (в случае с армейской модификацией). Массу автомобиля при этом нужно было удержать в пределах двух тонн, а габаритную длину — на отметке примерно 4,5 метра. Что до двигателя, то УАЗ-3172 предполагалось оснащать агрегатом мощностью 100–120 л.с (186–245 Нм), который обеспечивал бы максимальную скорость от 115 до 130 км/ч.

Внедорожник, который мог бы стать «русским Рэйндж Ровером». 5 особенностей прототипа УАЗ-3172

При этом была придумана необычная посадочная формула — с двумя раздельными сиденьями на втором ряду, расположенными поперёк, спинкой к спинке (посадкой лицом к дверям!). Остальные места представляли собой две трёхместные «лавки» в задней части салона.

Он мог проехать без дозаправки почти 1000 км

Ещё в начале 1990-х были проведены первые испытания опытных образцов. Они выявили ряд недочётов: по управляемости и устойчивости, эффективности тормозов, уровню шума, надёжности отдельных узлов и прочим параметрам. Тем не менее конструкцию признали удачной, поэтому работы продолжились.

После череды модификаций УАЗ-3172 подвергли тестам в различных климатических условиях и на суровом бездорожье. Машины показали себя хорошо: взбирались на 30-градусные подъёмы и не опрокидывались на крутых склонах, преодолевали броды глубиной до 1,3 метра, справлялись с движением по глубокому песку.

УАЗ-3172 был способен не только увезти целую толпу, но и буксировать прицеп массой до 1,2 тонны! При этом он обладал внушительным запасом хода: при скорости 60 км/ч пары топливных баков хватало почти на 950 километров пути.

Проходимость была не просто хорошей, а выдающейся!

В качестве основы для УАЗ-3172 конструкторы выбрали мощную раму лестничного типа, пружинную подвеску и мосты с редукторами внешнего зацепления, что позволило увеличить дорожный просвет внедорожника аж до 33 сантиметров! На отдельных прототипах были применены блокировки всех (трёх) дифференциалов.

Считается, что ульяновский внедорожник превзошёл по проходимости и Gelandewagen того времени (тогда ещё Puch G), и Land Rover 110 (предшественник пятидверного Defender). Есть информация также о том, что позднее, уже во время испытаний УАЗ-3160 — предтечи Патриота — прототип 3172 сопровождал большую внедорожную вылазку с участием уже упомянутых иностранных машин, а также других зарубежных моделей: Toyota Land Cruiser, Chevrolet Blazer и Ford Bronco. Когда все они застряли, на помощь пришёл именно УАЗ.

Его гражданская версия была более комфортной

Примерно за год до того, как УАЗ остановил работу над 3172, был построен один образец гражданской машины. Причём это был автомобиль с серьёзными отличиями: цельнометаллическим кузовом (прототип армейского варианта имел брезентовый верх и откидывающееся лобовое стекло), другим дизайном, более «роскошным» салоном, удобными большими зеркалами заднего вида и так далее. Кроме того, гражданский внедорожник получил безредукторные мосты, а его дорожный просвет сократился до гражданских 220 миллиметров.


Источник — https://mag.auto.ru/article/vnedorozhnik-kotoryy-mog-by-stat-russkim-reyndzh-roverom-5-osobennostey-prototipa-uaz3172/

Призывник в отставке

Горестная сага о том, как не родился УАЗ-3172

Из несбывшихся, не доведенных до конвейера моделей в истории советского автопрома можно собрать целый том — «Неизданное». Справедливости ради: о некоторых конструкциях вовсе не стоит жалеть. Но эта — нечастое исключение.

Ветераны Ульяновского завода с грустью рассказывали, что для производства модели 3172 уже начали размечать будущий цех. Машина нравилось и заводчанам, и высоким автомобильным начальникам, и даже военным. Но начало 1990-х в нашей стране — эпоха скорого и жадного «освоения» того, что уже было построено и сделано. А эта бурная деятельность не оставляла времени и средств на создание чего-то нового…

Другими словами

Назвать в середине 1970-х автомобиль, тем более рожденный в Ульяновске, «Симбиром» было довольно смелым шагом. Ему бы именоваться «Ульяновец» или «Ленинец». Впрочем, машина была экспериментальная и имя широкой публике долго оставалось неизвестным. Как и придуманное для того, видимо, чтобы шпионы не догадались, обозначение «Проект Вагон». Но как ни назови, а заводчане хотели создать совсем новую машину, вернее, даже целое семейство. Автомобиль по их планам должен был стать комфортабельнее, устойчивее, а желательно и резвее «469-го». Работу по УАЗ-3170 благословил новый главный конструктор завода Л. А. Старцев, занявший этот пост в 1973-м, а ведущим назначили А. С. Шабанова.

Первый макетный образец изготовили только к 1980-му. Внешне машина для УАЗа была фактически революционной. В СССР уже привыкли к элегантной, гармоничной и аккуратной «Ниве», но и модель 3170 выглядела (конечно, с поправкой на то, что это — макет) вполне современно. Образец имел закрытый, немного угловатый по моде того времени трехдверный кузов. Конструкторы, кстати, планировали как короткобазную, так и длиннобазную версию. Ведь уже тогда так делали многие именитые зарубежные производители вседорожников.

При абсолютно новом кузове конструкторы вовсе не собирались отказываться от сильных сторон серийной машины. Дорожный просвет первых опытных образцов, проходящих короткие испытания в 1982—1983 годах, составлял 325 мм — почти на 100 мм больше, чем у стандартного «469-го», и на 25 мм, нежели у так называемого армейского варианта с колесными редукторами.

Следующую серию образцов — УАЗ3171 с закрытыми и открытыми кузовами (предусматривали и вариант со съемным жестким верхом) построили в 1985—1990 годах уже при следующем главном конструкторе В. Ф. Чирканове, переведенном в Ульяновск из Горького, и, по сути (хоть пока и не по форме), в новой стране. Возможности для проектирования и доводки автомобилей у УАЗа всю его жизнь были весьма невеликие. В перестройку, разумеется, лучше не стали. Конструкторов занимала текущая модернизация серийной продукции. Кроме того, они параллельно взялись и за проект 3160. Наконец, уже в начале 1990-х, появился главный герой нашей истории — УАЗ-3172.

Готов к труду и обороне

Этот автомобиль создали в длиннобазной версии, поскольку Главному Заказчику (именно так называли на заводе автотранспортное управление Министерства обороны) нужна была вместимость даже выше, чем у УАЗ-3151. База выросла с 2380 до 2700 мм, на 15 мм (до 1460 расширили и колею). УАЗ-3172 на радость военным вмещал девять человек, т. е. полное отделение.

Подвески, разумеется, остались зависимыми, но их сделали пружинными на трех тягах: двух продольных и одной поперечной. Сохранив благодаря редукторам с внешним зацеплением дорожный просвет 325—330 мм и огромные ходы подвесок, машина шла теперь куда плавнее «козлика».

УАЗ-3172 очень неплохо проявил себя на сравнительных испытаниях с несколькими зарубежными аналогами и «Нивой». По проходимости автомобиль превосходил практически всех конкурентов. Рулевое управление оснастили гидроусилителем и демпфером, снижающим передающиеся на баранку вибрации.

К новому автомобилю Ульяновский моторный подготовил и новый двигатель. Не бог весть что, конечно. Модернизированный агрегат вел свою родословную еще от ГАЗ-21, но при увеличении объема до 2,9 л развивал вполне приемлемые 100–105 л.с. На опытные образцы ставили и 86-сильную версию стандартного 2,45-литрового мотора, пробовали и тогда еще экспериментальные ульяновские двигатели с впрыском.

Конечно, ульяновцы мечтали об экономичном и тяговитом дизеле. Но работоспособного отечественного агрегата не было (увы, и сейчас, по сути, нет). Единственный доступный вариант, адаптированный совместно с итальянской компанией братьев Марторелли мотор VM, массово ставить было немыслимо. Тем более армейцы категорически возражали против импортных узлов на военной технике.

Конструкцию трансмиссии заметно изменили. На образцах стояли новые неразрезные мосты, но главная новация состояла в том, что автомобиль получил постоянный полный привод и межо севой дифференциал с блокировкой. На части прототипов были и межколесные блокировки с гидравлическими приводами. Автомобиль грузоподъемностью 1000 кг на испытаниях преодолевал 30-градусный подъем, брод глубиной в 1 м и, хотя и не без труда, буксировал прицеп массой 1200 кг.

Лет десять назад мне довелось поездить на одном из выживших УАЗ-3172. Первое и самое сильное впечатление — приличная для автомобиля такого класса и конструкции и заведомо лучшая, чем у классического «козла», плавность хода. Да и реакции не руление у УАЗ-3172, пожалуй, получше, чем даже у современного «Хантера». А если вспомнить, что машина была готова к производству два десятка лет назад?

В конце концов

На новое семейство, флагманом которого должен был стать армейский автомобиль с мягкой крышей, возлагали большие надежды. Построили (правда лишь в единственном экземпляре) вместительный пятидверный «гражданский» вариант с цельнометаллическим кузовом и более богатой отделкой салона. Занимались и полукапотными УАЗ-3972 в грузопассажирском и санитарном вариантах.

В начале 1990-х завод, потерявший львиную долю заказов от армии, елееле сводил концы с концами. Кроме того, конструкторы, во многом вынужденно, занимались моделью 3160.

Ну а УАЗ-3172 так и остался эпизодом бурной и противоречивой отечественной автомобильной истории. Одну из машин, оставшихся на заводе, отправили в музей, но держали на ходу и иногда даже давали прокатиться журналистам. Похоже, какое-то время конструкторы и испытатели еще надеялись на возрождение проекта, доведение его до серии. Ведь машина действительно была лучше многих «вынужденных модификаций» отметившего нынче 40-лети е «469-го».

Молодого здорового призывника отправили в отставку еще до присяги. Парадокс? Далеко не единичный случай для нашей страны, и особенно в отношении тех, кому суждено было родиться в эпоху перемен…

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса снаряженная/полная кг 1900/2900
Длина, мм 4523
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2013
Колесная база, мм 2700
Колея спереди/сзади, мм 1460/1460
Дорожный просвет, мм 330
Размерность шин 215/80 R16
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндров Бензиновый Р4
Рабочий объем, см3 2890
Мощность, л.с./кВт 103/75,7
при об/мин 4000
Крутящий момент, Н.м 215
при об/мин 2500
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Раздатачная коробка 2-ступенчатая
Тип полного привода Постоянный
Максимальная скорость, км/ч 115
Расход топлива, л/100 км (при 40 км/ч) Н.д.
УАЗ-3172 и аналоги 1990 года (базовые версии)
  УАЗ-3172 Mercedes-Benz 300 G Nissan Patrol 260 Land Rover 110
 
Длина/база, мм 4523/2700 4110/2400 4630/2970 4580/2794
Дорожный просвет, мм 330 210 205 230
Тип и объем двигателя, л Бензиновый 2,9 Дизель 3,0 Дизель 2,8 Дизель 2,5
Мощность, кВт/л.с. 73,5/100 при 4000 об/мин 83/113 при 4600 об/мин 94/69 при 4800 об/мин 63/86 при 4000 об/мин

текст: Сергей КАНУННИКОВ
фото из архива автора

В 1972 году на конвейере Ульяновского автозавода прописался новый базовый армейский внедорожник УАЗ-469Б. Это был чрезвычайно простой по устройству и дешевый в изготовлении автомобиль, в конструкции которого не предусматривались независимые подвески и блокировки дифференциалов. Однако то, что казалось достаточным в 1960-х, в момент разработки автомобиля, к концу десятилетия уже устарело. Как следствие почти сразу после начала производства 469-го, ульяновские конструкторы приступили к проектированию радикально нового семейства внедорожников Симбир — УАЗ-3170, УАЗ-3171 и УАЗ-3172.

УАЗ-3170

УАЗ-3170

УАЗ-3170 с закрытым кузовом

Разработка УАЗ-3170 стартовала в 1974 году после назначения на УАЗ нового главного конструктора Льва Старцева. В отличие от УАЗ-469, автомобиль проектировали по совершенно новой компоновочной схеме с неразрезными портальными мостами на пружинных подвесках. Эти мосты с редукторами внешнего зацепления позволили увеличить дорожный просвет до невероятных для машин такого класса 325 мм. Кроме того конструкторы предусмотрели установку двухступенчатой раздаточной коробки с блокируемым межосевым дифференциалом. Главную передачу переднего моста перенесли на левую сторону, а двигатель сместили назад и вправо, увеличив тем самым ходы подвески и понизив центр тяжести автомобиля. В целях экономии предполагалось использовать штатный 75-сильный двигатель от УАЗ-469, однако просторный моторный отсек позволял устанавливать и более мощные агрегаты, в том числе перспективный 3-литровый УМЗ-421 мощностью 105 л.с. Для этого мотора создали новую 4-ступенчатую синхронизированную коробку передач. Тормоза всех колес сделали барабанными с вакуумным или гидравлическим усилителем. Последний устанавливался только в паре с гидроусилителем руля.

УАЗ-3170 Симбир

В основе УАЗ-3170 положили прочную лонжеронную раму лестничного типа. Для улучшения устойчивости, единственный топливный бак расположили между лонжеронами в задней части машины. Шасси сразу сделали пригодным для установки различных типов кузовов, в том числе и вагонной компоновки. В базовом армейском варианте монтировался 2-дверный 8-местный кузов с упрощенным прямолинейным дизайном, мягким съемным тентом и откидными лавками в багажнике. В гражданской модификации устанавливался универсальный 2-дверный 5-местный кузов с жесткой крышей и складным задним диваном. При этом оба варианта имели современную пластиковую отделку и улучшенную эргономику салона.

В салоне УАЗ-3170 Симбир

Автомобиль имел довольно современную отделку с рулем из мягкого пластика и формованные обшивки дверей

Конструкторские работы по теме Симбир завершились в 1977 году. Машина получилась весьма современной и на голову превосходила предшественника. Однако в 1978 году Минавтопром неожиданно завернул перспективный проект, сославшись на недостатки выбранной компоновочной схемы, и предложил Ульяновскому заводу заняться доработкой серийного УАЗ-469. На этом в истории УАЗ Симбир можно было бы поставить точку, если бы машиной не заинтересовались военные, которые в случае успешных испытаний пообещали профинансировать перспективный проект.

УАЗ-3171

УАЗ-3171

УАЗ-3171

В 1982 году на заводе построили два опытных прототипа: гражданский УАЗ-3170 и военный УАЗ-3171, которые отправились на заводские испытания. Казалось, что автомобилю грозит светлое серийное будущее, однако все вышло совсем наоборот. В 1984 году после предварительных испытаний, Минавтопром вновь потребовал изменить компоновку автомобиля и расположить двигатель над передним мостом. Фактически ульяновцам предстояло разработать новый автомобиль. На самом деле правильность выбора изначальной компоновки ни у кого не вызывала сомнений, а отвергнута она была лишь по формальным причинам. Отказ скорее всего был вызван нехваткой финансирования, на фоне кризисных явлений начавшихся в советской экономике.

Внедорожник УАЗ Симбир

УАЗ Симбир с открытым кузовом и мягким тентованным верхом

Как бы то ни было в 1988 году уазовцы полностью перекомпоновали свою машину. На сей раз двигатель разместили прямо над передним мостом, а взамен оригинальных редукторов, на мостах установили серийные редукторы от УАЗ-469. В результате дорожный просвет уменьшился до 290 мм. В качестве базового теперь применялся перспективный дизель УМЗ-440 мощностью 92 л.с., являвшийся дальнейшим развитием двигателя НАМИ-0101. Альтернативой ему служил бензиновый УМЗ-417 мощностью 97 л.с.

До конца 1989 года опытные УАЗ-3171 проходили всесторонние испытания. Они выявили серьезные проблемы с надежностью. Кроме того основной заказчик исходя из современных тенденций, полностью пересмотрел требования к многоцелевому армейскому автомобилю, в сторону увеличения грузоподъемности и пассажировместимости.

УАЗ-3172

УАЗ-3172

УАЗ-3172

Исходя из новых требований пришлось увеличить габариты автомобилей и вернуться к смещенной компоновке двигателя и оригинальным портальным мостам от УАЗ-3170. Пружинную подвеску и барабанные тормоза оставили без изменений. Кроме того в целях снижения затрат, в конструкцию внедрили компоненты уже выпускающихся машин.

Кузов УАЗ-3172 спроектировали с нуля. Его сделали 4-дверным с экстерьером в стиле английских внедорожников Land Rover. В армейской версии задний борт открывался вправо, а взамен задних сидений были установлены откидные лавки на 8 человек (общая вместимость салона — 10 человек). Помимо упрощенного варианта с мягким верхом, спроектировали цивильный 5-дверный цельнометаллический кузов с улучшенной внешней отделкой и салоном с традиционной компоновкой посадочных мест.

Прототипы СССР УАЗ-3172-01

УАЗ-3172-01 в гражданском варианте

Четыре опытных образца УАЗ-3172 были построены в 1990 году. Они оснащались бензиновым двигателем УМЗ-417 и проходили всесторонние испытания вплоть до ноября 1991 года. В том же году построили еще один прототип, на этот раз оборудованный цивильным 5-дверным кузовом с измененным оформлением передка и пластиковыми бамперами с молдингами по кругу. В салоне УАЗ-3172-01 Симбир имел улучшенную отделку и радиоподготовку с магнитолой. Под капотом машины скрывался двигатель УМЗ-420 мощностью 97 л.с. оборудованный инжекторной системой питания. При этом в отличие от военного собрата, гражданский Симбир получил обычные безредукторные мосты «спайсер» (дорожный просвет 220 мм) и дисковые передние тормоза.

Государственные испытания 1992-1993 годов доказали полную жизнеспособность новых УАЗов. Автомобили на голову превосходили предшественников УАЗ-469 (УАЗ-3151) по показателям проходимости, комфортабельности, динамике, вместимости и грузоподъемности. Внедорожники без проблем преодолевали тяжелое бездорожье, 1,3-метровые броды, 30-градусные подъемы и косогоры крутизной 20°.

Итог государственной комиссии на этот раз был однозначен — рекомендовать УАЗ-3172 к серийному производству. Однако время уже было упущено! Шел 1993 год и у основного заказчика, впрочем, как и у завода денег на освоение машины, так и не нашлось. А жаль, ведь потенциал у первого Симбира был поистине колоссальный, не чета текущему УАЗ-3163 Патриот.

Внедорожник УАЗ 3172 должен был стать заменой устаревшему на тот момент 469/3151 в армии, разработкой машины занимался А.П.Щербаков в 1991 году. Музой был немецкий Mercedes-Benz G. УАЗ 3172 фото сохранилось мало. Ведь в производство авто так и не было запущено.

Машина не была уже откровением и строилась на раме 3151го, но могла взять на борт 10 человек или, же 1 тонну груза. Под капотом был карбюраторный мотор 2.9L мощностью около 108 л.c… В зависимой подвеске вместо рессор появились пружины, а мосты 469го получили внешние редукторы. Все это дало феноменальный клиренс — 330мм. смотрите фото:

УАЗ 3172

Так же машины оснащались в стандарте шноркелем, что помогало уверенно форсировать водные преграды. Стоит отметить наличие блокировки всех трех дифференциалов. Вот такое фото:

УАЗ 3172 днище

.

Рулевое управление оснащалось гидроусилителем, так что мускулы бойцам не пришлось бы качать. Передняя панель обрела сносный вид и оделась в пластик. Перед водителем долгожданный тахометр и спидометр, последний теперь не в мертвой зоне видимости.

В 1992-1993 было построено всего 9 машин. Но те «темные» времена убили неплохой внедорожник. Сейчас некоторые машины сохранились в частных руках и одна стоит в музее РВАИ.

Последняя версия автомобиля, разработанная по заказу Министерства обороны — развитие серии 3171. Существовали варианты с различными двигателями. Автомобиль с измененной пружинной подвеской, увеличенной вместимостью, заметно улучшенной плавностью хода прошел государственные испытания и был готов к серийному производству. Однако его не начали из-за отсутствия средств. Фото:

УАЗ 3172

Модификации

УАЗ-3172-01 (1991 г) с кузовом пятидверный универсал, выпущен один экземпляр, проходивший испытания в 1991 году, двигатель: УМЗ-420.10 (впрысковый, рабочий объем — 2,45 л, мощность — 96 л.с./70,6 кВт при 4000 об/мин, максимальная скорость — 120 км/ч).

Технические характеристики

Размеры, мм
длина х ширина х высота 4523x2000x2013
база 2700
Компоновка
двигатель спереди
ведущие колеса передние и задние
Кузов фаэтон четырехдверный
Максимальная скорость, км/ч 105(УМЗ-4177); 120 (УМЗ-2910)
Двигатели УМЗ-4177; УМЗ-2910.10 — бензиновые, карбюраторные, рядные
число цилиндров 4
рабочий объем 2,45 л (УМЗ-4177); 2,89 л (УМЗ-2910)
число клапанов 8
расположение верхнее
мощность, л.с./кВт 83/61 при 4000 об/мин (УМЗ-4177); 100/73,5 при 4000 об/мин (УМЗ-2910)
Коробка передач механическая четырехступенчатая, раздаточная коробка — двухступенчатая
Подвески
передняя зависимая, пружинная
задняя зависимая, пружинная
Тормоза гидравлические, с вакуумным усилителем
спереди барабанные
сзади барабанные
Электрооборудование 12В
Размер шин 215/80R16

Проект Ульяновского автозавода, стартовавший в далекие 70-е, носил сразу два имени. Причем одно из них было рискованным для того времени – «Симбир»: по дореволюционному названию города, в котором родился Ленин. Второе наименование «Проект Вагон» и вовсе засекретили, т. к. машину предполагалось после начала масштабного производства передать военным.

Проектирование стартовало в 1973-м, но первый макет продемонстрировали только в 1980-м: в то время как-то не спешили, плюс, конструкторы никак не могли найти общий язык с армейцами по поводу того, как должна выглядеть машина. Разрабатывалось сразу две версии авто – с короткой и длинной базой. В последнем случае машина вмещала 9 солдат, т. е. целое отделение. Еще две модификации со открытым и съемным жестким верхом сделали в течение 1985-1990 годов.

Конструкционные особенности

Если сравнивать с серийным 469-м, база увеличилась до 2,7 м (прибавка – 32 см), колея стала шире на 1,5 см и составила 1,46 м. А клиренс – 330 мм. С такими данными машина устойчивее держалась на дороге, чего не хватало серийному УАЗ-469.

УАЗ-3172 – одна из самых удачных моделей завода, которая не встала на конвейерСзади – тоже все «круто»! Обратите внимание на дверные ручки. Фото: YouTube.com

Обе подвески – зависимые, но рессоры заменили пружинами. В итоге авто, даже полузагруженное, перемещалось плавнее, по сравнению с «козликом». Рулевое управление дополнили ГУРом и демпфером, смягчающим удары при проезде ухабов.

Силовой агрегат

Лучший вариант – установка дизеля, но такового в распоряжении завода не было. Поставили «старичка» от ЗМЗ-21, выпущенного еще в 50-е. Зато мощность была подходящая – до 105 «лошадей». Для гражданской версии предусматривался силовой агрегат УМЗ-420, развивавший 96 л. с. при объеме в 2,45 литра. В перспективе планировалось увеличить мощность до 120 «лошадей». Другие технические данные:

✅ собственный вес – 1,9 т
✅ расход горючего при 90 км/ч (60 км/ч) – 16 (11,6) л
✅ максимальная скорость – 115 км/ч
✅ преодолеваемое расстояние (по шоссе) – до 950 км

Что касается трансмиссии, то это полный привод, межосевая, а на некоторых авто и межколесная блокировка. Мосты – безредукторные, типа «Спайсер». КПП – «механика», об «автомате» тогда даже и не задумывались.

Салон и приборная панель для того времени выглядели даже очень ничего. Фото: YouTube.com

Можно сравнить приборную панель с выпускавшимся тогда УАЗ-469.

Салон серийного УАЗика: как говорят в Одессе – почувствуйте разницу! Фото: YouTube.com

Грузоподъемность УАЗ-3172 составляла одну тонну, машина могла тащить за собой прицеп в 1,2 т, преодолевать брод глубиной 1 м и подъем в 30°. По техническим параметрам новинка превосходила серийного «собрата», а по проходимости была не хуже заграничных аналогов.

На пересеченной местности новому УАЗ за рубежом не было равных (испытания в 90-х). Фото: YouTube.com

Предполагалось: флагманом серии станет армейский вариант авто с мягкой крышей и упрощенной отделкой салона. Выпустили только один экземпляр, как и гражданский. Последний, УАЗ-3172-01 имел жесткую крышу и более «богатую» внутреннюю отделку. Внешне машина напоминала популярный и престижный в 90-е «Гелендваген» (ну, или Range Rover). Еще в проекте рассматривалась санитарная и грузопассажирская версии.

Госиспытания и финал

Они прошли удачно: автомобиль военные приняли с одобрением. Завод уже начал готовить производственную площадку под новый конвейер. Однако строительство новых цехов началось совсем в неподходящее время: на дворе – 1992-й.

Армейский вариант. Фото: YouTube.com

Стремительно нищавшее государство не могло финансировать выпуск новой модели. Ульяновский завод, получавший основные заказы от Министерства обороны, оказался на краю пропасти. Чтобы как-то свести концы с концами, началась активная разработка «чисто» гражданского УАЗ-3160, который развился в «Патриот» и все же пошел в серию. А «Симбир» перешел в разряд несбывшихся, но очень удачных проектов: «лихие 90-е» похоронили хорошую машину.

Всего было собрано девять образцов различных модификаций. Пара автомобилей находится в заводском музее, другие разошлись по частным коллекциям.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

  • Подвеска у танка какая
  • Подвеска у самойловой оксаны что означает
  • Подвеска у камаза как называется
  • Подвеска у 956
  • Подвеска тяговых двигателей электропоезда