Что означают цифры на покрышках авто

Цифры и буквы на автомобильной шине сообщают всю необходимую информацию о ней. Правда, прочесть их непросто — здесь даже в обозначении одного параметра могут одновременно использоваться несколько систем измерения. К тому же, многие значения выражены в специальных индексах. Расшифровываем все важные для покупателя метки.

  • Что такое
  • Как расшифровать

Что такое маркировка шин

Маркировка шины — сведения о ее свойствах, нанесенные на внешний обод. Это огромное количество полезной информации. Вот параметры шины, которые можно прочитать по ней самой:

  • размеры;
  • дата изготовления;
  • грузоподъемность;
  • максимальная скорость;
  • километраж эксплуатации до износа;
  • качество сцепления;
  • наиболее подходящий вид транспорта;
  • сезон и погодные условия для ее эксплуатации.

Что означает маркировка шин

Размерность

Самое первое, что нужно узнать о шине — ее типоразмер. Поэтому эти данные обычно самые крупные и заметные.

Обозначение размера записывается в форме XXX/XX R XX. Например 225/65 R17.

Первые три цифры — ширина покрышки в миллиметрах. В нашем случае — 225 мм.

Вторая цифра — высота, но не в миллиметрах, а в процентах по отношению к ширине. В нашем случае ее высота — 146,25 мм (225*0,65). 

Третья цифра, которая идет после R — внешний диаметр колеса или внутренний диаметр шины в дюймах. В нашем случае это 17 дюймов или 43,18 см. Не перепутайте — это именно радиус, а не диаметр. Сама буква R обозначает радиальную конструкцию шины, что сбивает многих с толку. Иногда на шине отдельно может быть написано Radial — смысл тот же. Помимо радиальной также существует диагональная конструкция (D), но сегодня такие не встречаются.

Индексы грузоподъемности и скорости

Сразу после типоразмера идут две цифры и буква. Это коды грузоподъемности и предельной скорости шины.

Две цифры — индекс грузоподъемности или нагрузки. Это сложная система значений, в которой чем больше цифра, тем больше нагрузка, но размер шага между значениями непостоянный. Поэтому легче просто знать самые распространенные из них:

  • 75 — 387 кг;
  • 76 — 400 кг;
  • 77 — 412 кг;
  • 78 — 426 кг;
  • 79 — 437 кг;
  • 80 — 450 кг;
  • 81 — 462 кг;
  • 82 — 475 кг;
  • 83 — 487 кг;
  • 84 — 500 кг;
  • 85 — 515 кг;
  • 86 — 530 кг;
  • 87 — 545 кг;
  • 88 — 560 кг;
  • 89 — 580 кг;
  • 90 — 600 кг;
  • 91 — 615 кг;
  • 92 — 630 кг;
  • 93 — 650 кг;
  • 94 — 670 кг;
  • 95 — 690 кг;
  • 96 — 710 кг;
  • 97 — 730 кг;
  • 98 — 750 кг;
  • 99 — 775 кг;
  • 100 — 800 кг;
  • 101 — 825 кг;
  • 102 — 850 кг;
  • 103 — 875 кг;
  • 104 — 900 кг;
  • 105 — 925 кг.

Значение индекса — нагрузка на каждое колесо в отдельности. Чтобы посчитать общую грузоподъемность, умножьте на 4. Также это значение может быть записано в другом месте в более простой форме: Max load — xxx kg.


Фото: Shutterstock

Буква после двух цифр индекса грузоподъемности — индекс максимальной скорости, для которой предназначена шина. Он начинается с А, но релевантные для современных машин значения стартуют со второй половины латинского алфавита:

  • J — 100
  • K — 110
  • L — 120
  • M — 130
  • N — 140
  • P — 150
  • Q — 160
  • R — 170
  • Q — 160
  • R — 170
  • S — 180
  • T — 190
  • U — 200
  • H — 210
  • VR — свыше 210
  • V— 240
  • W — 270
  • Y — 300
  • Z или ZR — свыше 240.

Это не предельное, но максимальное «комфортное» значение. В исключительных случаев можно превышать его даже на 20-30%, но лучше такого избегать.

Дата изготовления

Еще один ключевой параметр — время выпуска шины. Обычно оно обозначается в округлом прямоугольнике, но может быть и без рамки. Две первые цифры — неделя, а две вторые — год.

Износостойкость, сцепление, температура

Также на шине обычно обозначают еще три параметра — запас износостойкости, класс качества сцепления и индекс температуры.

Индекс износостойкости обозначается словом treadwear. Его единица равна 480 км. Умножьте цифру рядом с этим словом на это значение. Если treadwear равен 400, то значит, что в условиях испытаний на полигоне такая шина износилась, проехав 192 000 км. Также этот параметр может быть обозначен отдельно в виде аббревиатуры TWI.

Traction — это параметр качества сцепления шины на мокром дорожном покрытии. Имеет значения от AA — лучшего уровня, до CC — худшего. У шин для обычных легковых машин, как правило, стоит класс A, а высший класс предназначен для спортивных и гоночных.

Temperature — это способность шины выдерживать нагрев при езде на определенной скорости. Здесь три значения:

  • A — более 184 км/ч;
  • B — 160-180 км/ч;
  • C — 130-160 км/ч.

У шин современных легковых автомобилей чаще всего значение этого индекса — A.

Если посмотреть на боковину шины, то можно увидеть множество букв, цифр, символов. И если название фирмы и модели понятны для любого водителя, то что означает остальная маркировка? Зачем она? Неужели при выборе все эти обозначения на боковине нужны?

Правильный выбор шин влияет на безопасность передвижения, срок службы различных узлов и автомобиля в целом, экономию топлива. А также определяет показатели комфорта, управляемости. Поэтому не ленимся, а разбираемся со всеми показателями. 

Сезон

Первое, что необходимо определить — это сезонность. Маркировка на зимних моделях — «снежинка», или winter, на летних — символ «солнце», или summer. 

Также на рынке представлены всесезонные модели, которые маркируют M+S. Такие шины можно использовать в переходный период, когда днём всё тает, а ночью слегка подмораживает. Либо устанавливать на автомобиль, который эксплуатируют в регионах с мягкими зимами.

Используют и другие обозначения:

  • Frost, или R+W, — для холодной погоды;

  • Any Weather (AW) — любая погода;

  • Rain, Aqua, Water, символ зонтика — модели для дождя;

  • M/T — покрышки рассчитаны на движение по грязи.

Важно! Если зимние модели обязательно маркируют, то на летних может не быть никаких обозначений.

Размер

Чтобы понимать, какая цифра, что обозначает, расшифруем маркировку. В качестве примера возьмём обозначение 175/70 R13. С первого взгляда кажется, что это набор цифр, расшифровать которые трудно без специальных справочников. Но всё проще:

  • Первый показатель (175) — это ширина профиля шины. Обозначается в миллиметрах.

  • Второй показатель (70) — высота профиля. Также измеряется в миллиметрах. Некоторые производители, могут не использовать данное обозначение, если высота — стандартная величина, т. е. соответствует 80–82% от ширины модели.

  • Третий параметр (R, D, B) определяет конструкцию шины. В основном все модели выпускают с радиальным кордом (R), так как у диагонального (D) ниже эксплуатационные показатели. Также можно встретить диагонально опоясанный корд (B).

  • Последняя цифра (13) — отвечает за диаметр диска. Измеряется в дюймах.

Но в обозначении размера встречаются и другие буквы, которые не всегда понятны:

  • LT — для внедорожников и небольших грузовиков;

  • P — модель для легковых авто;

  • C — для коммерческих грузовиков и фургонов;

  • ST — модель для трейлеров и прицепов;

  • T — колесо-докатка (временное);

  • XL — усиленная модель, которая выдерживает повышенную грузоподъёмность;

  • RF — использование дополнительных слоёв корда для усиления;

  • ZR — высокоскоростная модель (рекомендована для скорости более 240 км/ч).

Надеемся, что прояснили ситуацию с основными обозначениями.

Нагрузка

Рядом с размером указывают ещё один показатель (цифра и буква). Цифра обозначает индекс нагрузки на одно колесо, а буква — максимально допустимую скорость, при которой сохраняются все заявленные производителем эксплуатационные характеристики. Но в обозначении зашифрованы показатели. Чтобы определить значения, нужно обратиться к специальным таблицам.

Этот параметр обычно даётся с запасом для легковых автомобилей, поэтому автолюбители редко обращают внимание на него. А вот владельцам грузового или коммерческого транспорта следует учитывать такой параметр.

Использование шин с более высокой нагрузкой или повышенным скоростным показателем, чем предлагает производитель транспортного средства, не всегда оправдано. Ведь чем более скоростная модель, тем она жёстче. А значит, теряется комфорт, плавность хода. Но зато увеличивается срок службы, если часто приходится рассекать по бездорожью.

Дата изготовления

Как у любого товара, у шины существует свой срок годности. Даже если шина просто лежала на складе, то через 5 лет она не будет соответствовать свойствам, которые заявил производитель. Ведь резина теряет эластичность, рассыхается. Это внутренние процессы, внешне изменений может и не быть. Поэтому смотрим на 4 цифры, которые указаны в овальной рамке. Первые две — это неделя, а вторые — год изготовления. При этом чем свежее модель, тем лучше.

Три немаловажных параметра

По обозначениям на колёсах можно узнать класс сцепления, износостойкость и индекс температуры. Что позволит оценить качество производства.

Treadwear (TWI) — индекс износостойкости. Указанное на шине значение нужно умножить на 480 км. Получим значение, при каком пробеге на полигоне был зафиксирован износ модели. Такое измерение примерное, так как отличается у каждого производителя, зависит от дорожного покрытия, манеры вождения.

Traction — параметр сцепления протектора с мокрым дорожным покрытием. Обозначают индексами AA, A, B, C (перечисление на понижение). В основном все модели соответствуют маркировке AA, A.

Temperature — способность противостоять перегреву при высоких скоростях. Маркировка на моделях колёс соответствует: A — выдерживает нагрузку на скорости более 184 км/ч, B — в пределах 1160–184 км/ч, C — менее 160 км/ч.

Другие обозначения

Также символы на шинах включают:

  • монтажные метки — обозначения сторон, направления вращения;

  • способ герметизации — камерная (TT) или бескамерная (TI);

  • технические обозначения производителя, которые не несут никакой информации для потребителя;

  • знаки омологации — у каждого производителя свои символы (для Audi — АО, BMW — звезда);

  • метки, которые определяют степень износа;

  • обозначение технологии Run Flat — у каждого производителя свои обозначения;

  • код DOT — данные производителя о заводе-изготовителе, партии производства.

Источник изображения

Если выбираете шины, расшифровка символов поможет подобрать модели с учётом особенностей каждого автомобиля. А если сложно разобраться во всех этих обозначениях, то в сети «Колёса Даром» всегда готовы помочь подобрать летние и зимние модели с учётом особенностей региона эксплуатации из широкого ассортимента представленных линеек от различных производителей (именитых и не очень).

Пример маркировки шины: 205/55 R16 94H XL

205 – ширина профиля шины в миллиметрах. Здесь – 205 мм.
55 – высота профиля шины в процентах от его ширины. То есть в нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.

Поскольку профиль шины — это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто).

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R – указывает на конструкцию шины. В данном случае шина радиальная – по расположению нитей корда каркаса шины.

Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

94 – индекс нагрузки (он же «индекс допустимой грузоподъемности шины»).

H – индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

XL – усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

Таблица индексов скорости:

Фото в бортжурнале Nissan Skyline (V35)

Индекс скорости

94 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо.
Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 94670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

Фото в бортжурнале Nissan Skyline (V35)

Индекс нагрузки

Внимание! Индекс нагрузки указывается на одно колесо автомобиля. Для подсчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес (например, у легкового авто нужно умножать на 4).

Цветные метки используемые для маркировки шины:

Фото в бортжурнале Nissan Skyline (V35)

Желтая маркировка

Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.
На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.

Фото в бортжурнале Nissan Skyline (V35)

Красная маркировка

Красная маркировка (красная точка на шине) — означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.
Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.

Маркировка — белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.

Фото в бортжурнале Nissan Skyline (V35)

Цветные полоски

Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее «опознавать» шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.

Дополнительная информация, указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние.
На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS — Всесезонные шины.
Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях.
Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside — ассиметричные шины. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RunFlat, RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км.
Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой.

Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа.

Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например, 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции.
Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

Как узнать дату изготовления шины:

Фото в бортжурнале Nissan Skyline (V35)

Дата изготовления шины

Дата изготовления шины написана в виде четырёх цифр в овале (например, 1805) — первые две цифры неделя изготовления, следующие две — год изготовления (в нашем примере апрель 2005 г).

Содержание

  • 1Маркировка типоразмера
  • 2Маркировка индекса скорости
  • 3Маркировка индекса нагрузки
  • 4Маркировка сезонности
  • 5Зимняя резина
  • 6Всесезонная резина
  • 7Дождевая резина
  • 8Маркировка типа протектора
  • 9Маркировка о наличии камеры
  • 10Маркировка страны-производителя
  • 11Маркировка даты производства
  • 12Дополнительные варианты маркировки
  • 13Итоги

Производители шин наносят на обод маркировку, чтобы покупатель сразу понимал характеристики и особенности модели. К основным параметрам относятся типоразмер и сезонность, а всего их может быть более 15. Чем больше подсказок изготовитель наносит на покрышку, тем проще автомобилисту выбрать подходящую резину. Важно уметь правильно читать эту информацию с учётом того, что маркировочные стандарты в разных регионах отличаются друг от друга.

Маркировка типоразмера

Типоразмер шины — самый первый параметр, на который нужно обращать внимание. Если ошибиться с ним, покрышки не будут обеспечивать безопасность во время движения или попросту не налезут на диск. Допустимые типоразмеры указываются в инструкции по эксплуатации автомобиля в таком виде: 225/55/R18. Эти три показателя означают:

  • Ширину шины;
  • Высоту профиля;
  • Диаметр и тип конструкции.

Первое число, в данном случае 225, показывает ширину профиля в миллиметрах. Расстояние между боковыми частями покрышки влияет на ходовые качества автомобиля. Широкие шины способствуют быстрому разгону и улучшают управляемость на скорости, но с большей вероятностью уходят в аквапланирование.

Высоту профиля указывают не в миллиметрах, а в процентах от ширины. Относительную величину используют, чтобы не усложнять маркировку дробями. В нашем примере высота равна 123,75 мм (225*0,55). Низкопрофильную резину используют для быстрой езды по ровному асфальту, высокий профиль повышает устойчивость на неровной дороге.

В третьем показателе число определяет величину внутреннего диаметра покрышки в дюймах, а буква — принцип расположения нитей корда. R18 — шина с радиальным каркасом и размером 18 дюймов. Диагональный тип конструкции обозначается буквой D и почти не используется для покрышек легковых автомобилей.

В США маркировка типоразмера шин для внедорожников и небольших грузовиков отличается от универсальной европейской. В ней поочерёдно перечислены внешний диаметр, ширина профиля и посадочный диаметр, все величины указаны в дюймах. Дополнительные буквенные символы P или LT означают легковой и грузовой автомобиль соответственно. Для быстрого перевода маркировки в метрическую систему можно использовать шинный калькулятор.

Маркировка индекса скорости

Индекс скорости шины определяют производители на этапе проектирования, а затем подтверждают его стендовыми и полевыми испытаниями. Он показывает, насколько быстро можно разгонять автомобиль без угрозы безопасности вождения и преждевременного износа резины. На неровном асфальте скорость не должна быть выше 90% от максимально допустимой.

Маркировка индекса скорости универсальна во всём мире. Она обозначается латинскими буквами, где A — самый маленький предел в 5 км/ч, а Y — максимальный, 300 км/ч. Особенности показателей:

  • A–P, от 5 до 150 км/ч. Покрышки для спецтехники и тяжёлого грузового транспорта.
  •  Q–S, от 160 до 180 км/ч. Шины для внедорожников и малотоннажных грузовиков.
  •  T, U, H, 190–210 км/ч. Распространённые маркировки для легковых авто. Обратите внимание, что буква H означает более высокий предел, чем U.
  • V–Y, от 240 до 300 км/ч. Высокоскоростная резина для легковых автомобилей.
  •  VR, ZR и Z — шины для спорткаров, которые показывают высокую эффективность на скорости более 210, 240 и 300 км/ч соответственно.

Индекс скорости рассчитывается в соотношении с коэффициентом нагрузки. Они указываются вместе после типоразмера в таком формате — 91H.

Маркировка индекса нагрузки

Индекс нагрузки показывает максимальную грузоподъёмность одной покрышки. Он определяется числом от 0 (45 кг) до 209 (18,5 т). Чтобы посчитать предельную нагрузку легкового автомобиля, необходимо взять значение коэффициента из таблицы, умножить его на четыре и вычесть собственный вес машины. Если покрышки с индексом 100 Li установлены на автомобиль массой 1,5 т, грузоподъёмность составит 1700 кг с учётом водителя и пассажиров (800*4-1500).

Обычно производители указывают индекс нагрузки с запасом 10-20%. Кратковременное превышение предела скорее всего не приведёт к повреждениям шин, но регулярные поездки на перегруженном автомобиле крайне нежелательны. Оптимальный индекс нагрузки указан в инструкции по эксплуатации.

Маркировка сезонности

Маркировка сезонности показывает, при каких погодных условиях использование шины будет наиболее эффективным и безопасным. Тип резины можно определить по символам.

Зимняя резина

Маркируется значком снежинки внутри скалы с 3 вершинами или надписью Winter. Обязательно сопровождается дополнением M+S (от английского mud + snow, грязь и снег). Если оба условия соблюдены, значит компаунд достаточно устойчив к отрицательным температурам, а протектор адаптирован к езде по заснеженной и заледеневшей дороге.

Всесезонная резина

Этот тип легко отличить по соответствующим знакам:

  • AS — any/all season, для любого сезона;
  • RW — road and winter, для сухой и заснеженной дороги;
  • AW — any weather, для любой погоды;
  • A.G.T. — all grip traction, универсальные тягово-сцепные характеристики.

Маркировка может сопровождаться упомянутым выше знаком M+S, если резина удерживает сцепление на грязном снегу.

Дождевая резина

Летние покрышки для мокрых дорог маркируют значком зонтика или надписями Aqua, Water, Rain и подобными. Дождевые шины не всегда сопровождаются маркировкой. В этом случае отличить их помогут глубокие каналы для отвода жидкости, большое количество ламелей и низкий профиль.

Обычная летняя резина не имеет маркировки сезонности. От зимних и всесезонных моделей она отличается большей жёсткостью и меньшей глубиной рисунка протектора.

Маркировка типа протектора

Маркировку типа протектора наносят на шины с асимметричным и направленным рисунком. Такие протекторы повышают курсовую устойчивость и обеспечивают защиту от дождя — противодействуют аквапланированию и сокращают тормозной путь на мокрой дороге. Для выполнения этих функций покрышки должны быть установлены с правильной стороны. Определить её помогает маркировка:

  • Outside (Side facing out) — внешняя сторона
  • Inside (Side facing inwards) — внутренняя сторона.
  • Left и Right — установка с левой или правой стороны автомобиля.
  • Rotation — стрелка рядом с надписью указывает направление вперёд.

Маркировка о наличии камеры

Большинство шин для легковых автомобилей бескамерные. Благодаря своей конструкции они плотно прилегают к диску, образуя камеру собственным внутренним объёмом. Покрышки камерного типа распространены на двухколёсных транспортных средствах, автобусах и грузовых машинах. Определить тип можно визуально, но производители иногда наносят на шины поясняющую маркировку:

  • Tubeless — бескамерные;
  • Tube Type — камерные.

Маркировка страны-производителя

Маркировка страны, в которой была произведена покрышка, может быть как развёрнутой, например Made in China, так и зашифрованной в виде кода страны и завода-изготовителя.

Разобраться в происхождении шины помогут первые два символа после аббревиатуры DOT — стандарта Министерства транспорта США. Некоторые производители указывают расшифровку DOT-кодов на официальном сайте, в остальных случаях помогут специальные ресурсы с таблицами и мобильные приложения.

Маркировка даты производства

Дату производства можно узнать с помощью всё того же кода DOT. На неё указывают последние четыре цифры. Обратите внимание, что дата указывается не в привычном формате месяц-год, сначала идёт указание порядкового номера недели. Маркировка 1313 означает, что шина была изготовлена с 25 по 31 марта, на 13 неделе 2013 года.

Дополнительные варианты маркировки

Производители стремятся отобразить на боковой части как можно больше преимуществ и особенностей шины, что особенно актуально для премиальных моделей. Для этого они используют дополнительные символы маркировки.

  • Reinforced — усиленная шестислойная шина с повышенной грузоподъёмностью. Может обозначаться аббревиатурой RF после показателей типоразмера, например 215/75/R15RF.
  • XL и ExtraLoad — повышает заявленный индекс нагрузки на 3 пункта.
  • FR и FD — наличие защиты обода диска в первом случае и её отсутствие во втором. Немецкие шины с защитой обода маркируют ML, не путайте с M.L. — резиной для горной спецтехники.
  • RSC — технология RunFlat, которая позволяет доехать до сервиса на проколотом колесе со скоростью не более 80 км/ч. У разных производителей может обозначаться как RFT, ROF, ZP или SSR.
  • Temperature — уровень термостойкости при высоком нагреве покрышки. Определяется буквами A, B и C, от лучшего к худшему.
  • Traction — качество торможения на мокрой дороги. Указано латинскими буквами по аналогии с коэффициентом термостойкости.
  • SAG — внедорожные шины, оптимальные для езды по бездорожью.
  • SUV — резина для кроссоверов и паркетных внедорожников.
  • Treadwear — коэффициент износостойкости, который показывает максимально допустимый ресурс покрышки.
  • TWI — указывает места расположения индикаторов степени и равномерности износа протектора.

Информация про маркировку шин, помогла вам лучше разобрать в теме?

Проголосовало: 5

Итоги

Маркировка шины содержит всю необходимую информацию о характеристиках и особенностях модели. Запомнив, как правильно считывать разные маркировочные символы, вы сможете экономить время при выборе новой резины. Знание особенностей конструкции и типа протектора, индексов скорости и нагрузки позволит сразу понять, как шины поведут себя на дороге.

маркировка шин

Маркировкой шины называются сведения указанные в виде буквенных и цифровых обозначения и пиктограмм производителем шины на ее боковине. В состав маркировки шины обязательно входят ее типоразмер, индексы скорости и нагрузки, дата изготовления, кроме этого в состав маркировки шины может входить информация о технических особенностях шины, тип транспортного средства, для которого шина предназначена, сезон и погодные условия ее эксплуатации, километраж пробега до износа, класс качества сцепления шины с дорожным покрытием и другие параметры. Знание системы маркировки автомобильных шин позволяет автовладельцу правильно подобрать шины для своего автомобиля.

Компания-производитель и марка шины

маркировка шины

Самыми крупными буквами на боковине шины указываются название компании-производителя шины и название модели шины. Большинство компаний-производителей размещают рядом с названием свой фирменный логотип.

Размерность шины

Самым главным параметром шины является ее размерность. По размерности шина должна подходить к вашему автомобилю и колесным дискам. К размерности шины относятся три параметра:

  • Ширина шины
  • Высота профиля шины
  • Посадочный размер шины

На шине эти параметры указываются в виде крупных последовательных цифр, каждая из которых отвечает за определенный параметр.

индекс нагрузки шин

Например: 205/55 R16

  • 205 — ширина шины 205 мм
  • 55 — высота профиля шины в процентах от ширины, в данном случае высота профиля шины 55% от 205 мм, что составляет 112,75 мм, на некоторых шинах предназначенных для легких грузовиков и микроавтобусов высота профиля может не указываться, (например: 185/R14С), высота профиля такой шины составляет 80-82%, такие шины называются полнопрофильными.
  • R — указывает на тип конструкции шины, по расположению внутреннего корда шины разделяют на шины с радиальным расположением корда (R) и шины с диагональным расположением корда (D), большинство современных шин легковых автомобилей имеют радиальное расположение корда, шины с диагональным кордом выпускаются для сельскохозяйственной и строительной техники
  • 16 — посадочный диаметр шины (размер отверстия под колесный диск) 16 дюймов

шина

На автомобиль следует устанавливать только шины, размерность которых предусмотрена заводом-изготовителем. Установка неподходящих данному автомобилю шин ведет к ухудшению ездовых качеств автомобиля, снижению безопасности и повышенному износу деталей ходовой части.

Размер шин, которые подходят вашему автомобилю, можно найти в инструкции по эксплуатации или на стикере наклеенном в проеме водительской двери или на лючке бензобака. На стикере указаны размерность допустимых для данного автомобиля шин и давление, до которого рекомендуется их накачивать.

Индекс скорости

Индексом скорости называется параметр шины, указывающий на максимально допустимую скорость, с которой можно ездить на данной шине при максимальной нагрузке. Индекс скорости и индекс нагрузки тесно связаны между собой. В маркировки шины индекс нагрузки и индекс скорости указываются следом за типоразмером шины. Например: шина 185/75R14 82S 82 — индекс нагрузки (в данном случае 475 кг на колесо) S — индекс скорости (в данном случае 180 км/час).

Индекс скорости обозначается латинскими буквами от А (минимальный, А1 = 5 км/ч) до Y (максимальный, 300 км/ч). Для легковых автомобилей наиболее распространенными являются индексы скорости: T (до 190 км/час), Н (до 210 км/час), V (до 240 км/час), W (до 270 км/час) и Y (до 300 км/час).

индекс скорости

Шины для внедорожников и легких грузовиков обычно имеют меньший индекс скорости. Для внедорожников и легких грузовиков наиболее распространёнными являются индексы скорости: Q (до 160 км/ч), R (до 170 км/ч) и S (до 180 км/ч).

Индекс скорости и индекс нагрузки тесно связаны между собой. Например: на шине указаны индексы нагрузки и скорости 98Т, что означает максимальную нагрузку до 750 кг на колесо при максимальной скорости 190 км/час. При более низкой скорости движения нагрузку на колесо можно чуть превысить, а при уменьшении нагрузки на колесо можно чуть повысить максимальную скорость.

индекс скорости шин

Индексы скорости и нагрузки являются важными показателями, которые обязательно должны учитываться при подборе шин. При установке на автомобиль шин, следует устанавливать только шины, индекс скорости которых не ниже чем у шин, устанавливаемых на конвейере. Например: на автомобиле на заводе установлены шины с индексом скорости H (до 210 км/час), это означает что на данный автомобиль нельзя устанавливать шины с индексом скорости T (до 190 км/час), но можно устанавливать шины с более высокими индексами скорости V (до 240 км/час), W (до 270 км/час) или Y (до 300 км/час).

Получить более подробную информацию об индексе скорости, ознакомиться с таблицей индексов скоростей и их значений вы можете в нашей статье: Индекс скорости шин

Индекс нагрузки

Индекс нагрузки (индекс грузоподъёмности или индекс несущей способности) — предельно допустимый вес, под воздействием которого шина способна нормально выполнять свои функции.

Индекс нагрузки указывается на боковине шины вместе с индексом скорости, например: 98Т (где 98 – индекс нагрузки, Т – индекс скорости).

Индексы нагрузок шин обозначаются цифрами от 0 до 230 единиц, что означает нагрузку на одну шину от 45 до 33500 кг.

индекс нагрузки шин

Индекс нагрузки указывает на величину предельной нагрузки на одно колесо, для расчета максимально допустимого веса автомобиля нужно умножить вес нагрузки одного колеса на количество колес.

При подборе шин для автомобиля лучше всего выбирать шины имеющие такой же индекс нагрузки, как и шины устанавливаемые на заводе.

Получить более подробную информацию об индексе нагрузки шин, ознакомиться с таблицей индексов нагрузки и их значений вы можете в нашей статье: Индекс нагрузки шин

Маркировка технических свойств

маркировка шин

Производители шин указывают на шинах их технические свойства и особенности:

  • XL (Extra Load) — усиленная шина, индекс нагрузки шины на на 3 единицы выше, чем у обычной шины такого же типоразмера
  • RF (Reinforced) — указывается в конце типоразмера (например 195/70 R15RF) усиленных шин (6 слоев)
  • С (Cargo) — указывается в конце типоразмера (например 195/70 R15C) шин с увеличенной грузоподъемностью (8 слоев), используемых для легкого коммерческого транспорта
  • VR или ZR — указываются на шинах предназначенных для спортивных автомобилей, дублируют индекс скорости (VR — более 210 км/час, ZR — более 240 км/час)
  • Tubeless (TI) — бескамерная шина
  • Tube Type (TT) — камерная шина
  • Steel — указывается на шинах имеющих в конструкции стальной корд
  • RunFlat — указывается на шинах изготовленных по особой технологии, на которых можно после прокола или пореза и полной потери давления проехать от 50 до 150 км на скорости до 80 км/час. Разные производители автошин по разному обозначают эту технологию: Pirelli RunFlat, Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Dunlop EMT, Nokian Run Flat, Michelin ZP, Toyo TFR, Kumho XRP, Yokohama ZPS.
  • Max Pressure — указывает на максимально допустимое давление в шине, в кПа
  • Max Load — указывает на максимально допустимую нагрузку на каждое колесо автомобиля, в кг.

Класс транспортного средства

маркировка шин

На шинах может указываться класс транспортного средства для которого они предназначены:

  • P — шины для легковых пассажирских автомобилей
  • SUV — шины для полноприводных внедорожников
  • C или LI — шины для небольших грузовых машин и микроавтобусов
  • ST — шины для специальных трейлеров
  • M/C — шины для мотоциклов
  • T — шины для временного использования
  • CMS — шины для горно-строительной техники
  • HCV — шины для тяжелой строительной техники
  • LCM — шины для лесозаготовительной техники
  • LPT — шины для прицепов

Маркировка сезонности шины

маркировка сезонности шин

Шины могут иметь маркировку указывающую на сезон и погодные условия для которых они предназначены:

  • Зимние шины — маркируются значком в виде снежинки в треугольнике или снежинки на фоне трех горных пиков
  • Летние шины — не имеют единой маркировки, шины с маркировками Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или со значком в виде зонтика хорошо подходят для езды в дождь, M+T (Mud and Tarrain) летние шины предназначенные для езды по грязи и бездорожью
  • Всесезонные шины — могут маркироваться обозначениями M+S, M+SE, R+W, AW, AS, AGT или All Season

Обозначения помогающие монтировать шины

маркировка направления вращения шины

На шинах могут быть нанесены специальные надписи помогающие выполнить правильный монтаж шин:

  • Надпись Rotation или стрелка — наносятся на направленные шины, указывают на правильное направление вращения колеса
  • Надпись Inside — указывается на внутренней боковине ассиметричных шин, подсказывая работникам шиномонтажа, как правильно монтировать шину на колесный диск
  • Надпись Outside — указывается на внешней боковине ассиметричных шин, при правильно установленных колесах, владелец автомобиля должен видеть только надписи Outside на всех колесах и не должен видеть надписи Inside

Если надписей Inside/Outside на шине нет, шина симметричная, ее можно ставить любой стороной.

Шины установленные неправильно не могут обеспечить хорошего сцепления с дорогой, хуже отводят воду и сильнее шумят.

Цветные метки используемые для маркировки шины

цветные метки на шине

Метки в виде кружочков, точек и треугольников красного, желтого, белого цвета являются балансировочными метками и предназначены для обеспечения более точной балансировки. Нанесенная краской метка имеет временный характер и используется до первого монтажа шины на диск.

  • Желтая круглая или треугольная метка на боковине шины — указывает на самое легкое место на шине, при монтаже новой шины на колесный диск желтую метку следует совместить с самым тяжелым местом на диске, чаще всего это место где находится ниппель, такое совмещение позволяет улучшить балансировку колеса и поставить балансировочные грузики наименьшего веса.
  • Красная круглая или треугольная метка на шине — обозначает место с максимальным отклонением радиальной силы, которое является самым жестким местом боковой поверхности шины, при монтаже шины на диск красную метку совмещают с меткой L на колесном диске.
  • Белая точка или круг на шине — обозначает место с минимальным отклонением радиальной силы, которое является самым гибким местом боковой поверхности шины, при монтаже шины на диск белая метка должна быть смещена на 180° от метки L на колесном диске.

цветные полоски на протекторе шины

Разноцветные полоски, нанесенные на протектор шины, предназначены для визуального различения шин при хранении на складе или в магазине. Каждая модель и каждый типоразмер автошин обладает своими уникальными цветами полосок, что помогает отличать их друг от друга при хранении в стопке.

Запас износостойкости

запас износостойкости шины

Индекс запаса износостойкости указывает на относительный ожидаемый километраж пробега шины до ее износа. Индекс запаса износостойкости указывается в виде цифры стоящей за словом treadwear, например: treadwear 400. Для того чтобы вычислить ожидаемый километраж пробега шины до ее износа, нужно цифру индекс умножить на 480 км. Например: на шине указано treadwear 400, умножаем 400 на 480, получаем, что для данной шины ожидаемый пробега до износа составляет 192000 км.

Класс качества сцепления

класс сцепления шины с дорогой

Класс качества сцепления шины указывает на способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. Класс качества сцепления указывается в виде буквенного индекса следом за словом Traction. Класс качества сцепления автомобильных шин может быть от AA (самый лучший) до CC (худший). Большинство шин легковых автомобилей имеют класс качества сцепления A, шины предназначенные для спортивных и гоночных машин имеют класс качества сцепления AA.

Индекс температуры

индекс температуры шины

Индекс температуры указывает на способность шин выдерживать нагрев при езде на определенной скорости. Индекс температуры указывается в виде буквенного индекса следом за словом Temperature. Индекс температуры может иметь три значения:

  • A — более 184 км/час
  • B — 160-180 км/час
  • C — 130-160 км/час

Большинство шин современных легковых автомобилей имеют индекс температуры A.

Указатели индикаторов износа протекторов

Многие современные автомобильные шины оснащаются индикаторами износа протектора, такие шины маркируются надписью TWI (Tread Wear Indiration). Индикаторы износа шин могут быть разных типов:

  • Индикаторы износа могут иметь вид вставок определенной высоты расположенных в углублениях протектора (чаще всего в водоотводящих канавках), при износе протектора вровень с высотой вставки шина подлежит замене.

индикатор износа шины

  • Индикаторы износа шины могут иметь вид контрольных цифр или символов расположенных на протекторе и выдавленных на определенную глубину, при износе протектора они исчезают один следом за другим, при исчезновении последнего шина подлежит замене.

индикатор износа шины

Маркировка омологированных шин

Производители шин выпускают шины специально предназначенные для определенных моделей автомобилей, такие шины называют омологированными.

омологированная шина

Омологированные шины предназначены для первичной комплектации автомобилей на конвейере или продаются через официальных дилеров автопроизводителя. Омологированные шины доработаны под требования определенного автопроизводителя, могут иметь другое внутреннее устройство корда или другой состав резиновой смеси.

Шины выпущенные для определенного автопроизводителя маркируются особым значком на боковине шины: М0, M01 — Mercedes-Benz, A0, R01 — Audi, «звездочка» — BMW, J — Jaguar, N0 (N1, N2, N3) — Porsche.

Маркировка сертификации

Автомобильные шины проходят процедуру обязательно международной сертификации, маркировка о прохождении такой сертификации указывается на шине:

  • E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe), за буквой следует цифра от 1до 48 соответствующая коду страны, где шина проходила сертификацию

знак сертификации шины

  • DOT — шина соответствует американским стандартам качества (Department of Transportation— Министерство транспорта США), следом за обозначением DOT идет цифровой код, в котором зашифрованы завод-изготовитель, пресс-форма и партия производства

знак dot на шине

Маркировка даты изготовления

Дата изготовления шины является важным параметром. При правильных условиях хранения резина из которой изготовлены автомобильные шины сохраняет свои свойства в течение 4-5 лет, в дальнейшем начинает терять свои свойства. Перед покупкой шин следует обязательно проверить дату их изготовления и воздержаться от покупки старой резины.

дата изготовления шины

Дата изготовления шины указывается в виде четырех цифр заключенных в овал. Первые две цифры указывают на порядковый номер недели в году, следующие две цифры указывают на год изготовления. Например: на шине указаны цифры даты изготовления 0421, что расшифровывается как 4 неделя 2021 года.

Наклейки на шинах

Производители шин, в соответсвии с международными требованиями, клеят на протектор новой шины наклейку (стикер), на которой в виде специальных значков указывают к какому классу относится данная шина по топливной экономичности, шумности и водоотведению для обеспечения устойчивости автомобиля на мокрой дороге.

наклейки на шине

С 2020 года в России на каждую шину в обязательном порядке клеится наклейка (стикер) со специальным QR-кодом, который подтверждает что шина зарегистрирована в системе мониторинга товаров. Покупатель может просканировать QR-код с помощью мобильного приложения «Честный знак» и получить сведения о производителе и импортере данной шины, ее характеристиках и о дате ввода ее в оборот.

наклейка честный знак на шине

Для многих автомобилистов параметры шин, указанные на боковинах, сродни шифровке Штирлица в Центр — ничего не понятно. Но для правильного подбора колёс нужно уметь читать эти обозначения и понимать их смысл. Каталоги и онлайн-подборщики производителей шин облегчают жизнь, но не лишены ошибок и содержат не всю информацию. Чтобы разобраться в автомобильной «обуви» и самостоятельно выбрать шины, придётся расшифровать их маркировку. Наша шпаргалка — вам в помощь.

  • Расшифровка размерности шины
  • Дюймовый формат размерности
  • Буквенные обозначения шин
  • Индексы нагрузки и скорости
  • Дата выпуска шины
  • Индикаторы износа протектора
  • Шины Run Flat
  • Монтажные символы шин

Расшифровка размерности шины

Как и при выборе собственных ботинок, начинать подбор автомобильных шин нужно с размера. Но если размер ноги мы знаем точно, то размерностей шин, рекомендованных производителем, может быть несколько. Найти их можно в инструкции к автомобилю или на наклейке с давлением шин на дверной стойке, в столбце Tire Size.

Привычный для большинства водителей и самый распространённый в мире формат XXX/YY RZZ (где XXX — ширина шины, YY — высота профиля, ZZ — диаметр диска) называют европейским или метрическим, хотя таковым он является лишь отчасти. Разберём метрический формат на примере размерности 185/65 R15.

Расшифровка размерности шины

185 — первая цифра размерности является шириной шины в миллиметрах.

65 — вторая цифра указывает высоту профиля шины в процентах от ширины. В нашем примере 65% от 185 мм составляют 120 мм. Высота профиля в процентах — тот ещё сюрприз для автомобилистов-новичков: после покупки нестандартных шин можно внезапно узнать, что размерность 195/65 R15 не только шире штатной 185/65 R15, но и выше. Ведь 65% от 195 мм — уже не 120 мм, а почти 127! Хотя формально профиль у обеих шин одинаковый, 65-й.

Если высота профиля составляет 80–82% от ширины, то зачастую его не указывают в размерности, маркируя шину в формате XXX RZZ, без дроби (например, 185 R15). Такие шины называют полнопрофильными. Обычно их используют на лёгких грузовиках и фургонах при езде по плохим дорогам на невысоких скоростях. Подробнее о влиянии высоты профиля на управляемость.

Расшифровка размерности шины

Диагональная полнопрофильная «докатка» T 135/80 D17.

Расшифровка размерности шины

R — привычная водителям буква в размерности колеса означает отнюдь не радиус, как многие думают, а радиальную (Radial) конструкцию каркаса шины. Таких колёс сейчас большинство, но встречаются и шины диагональной (Diagonal) конструкции — для тихоходной спецтехники и тяжёлых грузовиков. Нередко диагональными являются запасные колёса-докатки легковых машин. В маркировке диагональных шин используют букву D вместо R (например, 135/80 D17) — ездить на таких шинах быстро нельзя. 

15 — последняя цифра в размерности обозначает посадочный диаметр шины в дюймах (да-да, дюймы в метрическом формате). Само собой, он должен соответствовать диаметру диска, на который шина устанавливается: поставить шины R15 на 16-е «литьё» не выйдет.

Дюймовый формат размерности шины

Есть и другой, менее распространённый стандарт размерности — американский или дюймовый формат встречается на шинах для внедорожников. Он имеет вид XX×YY RZZ, где XX — полный диаметр шины, YY — ширина шины, ZZ — диаметр диска (всё в дюймах).

Американский формат проще и логичнее европейского, хотя и непривычен для нас. В нём нет никаких процентов и сразу видна высота (полный диаметр) всего колеса, тогда как в европейском формате её нужно отдельно высчитывать. Например, высота шины 31×10,50 R15 — 31 дюйм, ширина — 10,5 дюймов, а посадочный диаметр — 15″. Для сравнения, чтобы узнать высоту шины в европейском формате размерности, нужны сперва рассчитать профиль (взяв процент от ширины), умножить надвое и прибавить диаметр диска, не забыв перевести его из дюймов в миллиметры. Сделать всё это в уме невозможно.

Дюймовый формат размерности шины

Внедорожная шина дюймовой размерности 35×12,50 R18 LT.

Для перевода размерностей из одного формата в другой обычно используют шинный калькулятор. В интернете их десятки, но некоторые содержат ошибки. Перед использованием шинного калькулятора лучше пересчитать пару размерностей вручную и сравнить результаты. Для справки: в 1 дюйме — 25,4 миллиметра.

Буквенные обозначения шин

Помимо цифр, в размерности шины можно встретить не только привычную букву R, но и другие символы, говорящие, как правило, о назначении покрышки. В таблице мы собрали самые распространённые варианты дополнительных буквенных обозначений автомобильных шин.

Буквенные обозначения автомобильных шин

Символ

Примеры

Описание

Символ

Примеры

Описание

LT

185/65 R15 LT
LT 185/65 R15

Light Truck, шина для лёгких грузовиков и внедорожников.

T

T 185/65 D15

Temporary, временное запасное колесо-докатка.

P

P 185/65 R15

Passenger, шина для легковых автомобилей.

XL

185/65 R15 XL

Extra Load, усиленная шина с повышенной грузоподъёмностью.

C

185/65 R15 C

Commercial или Cargo, шина для грузовиков и фургонов.

RF

185/65 R15 RF

Reinforced, усиленная шина с дополнительными слоями корда.

ST

ST 185/65 R15

Special Trailer, шина для прицепов и трейлеров.

ZR

185/65 ZR15

Высокоскоростная шина для скорости более 240 км/ч.

Индексы нагрузки и скорости

Следом за размерностью на боковине шины указаны допустимая нагрузка и скорость — конечно, тоже в виде «шифровки», а не конкретных значений. Нагрузка (грузоподъёмность) шины обозначается числовым индексом, а скорость — буквенным. Перевести их в понятные показатели можно с помощью специальных таблиц.

Предельные нагрузка и скорость — важные параметры, влияющие и на безопасность, и на долговечность резины. Автопроизводители предписывает установку определённых шин исходя из массы машины, причём индексы могут быть разными в зависимости от размерности. Никогда не ставьте шины с допустимой нагрузкой или скоростью ниже рекомендованных значений!

Индексы нагрузки и скорости

Индексы нагрузки автомобильных шин

Индекс

Нагрузка

Индекс

Нагрузка

Индекс

Нагрузка

Индекс

Нагрузка

63

272 кг

80

450 кг

97

730 кг

114

1180 кг

64

280 кг

81

462 кг

98

750 кг

115

1215 кг

65

290 кг

82

475 кг

99

775 кг

116

1250 кг

66

300 кг

83

487 кг

100

800 кг

117

1285 кг

67

307 кг

84

500 кг

101

825 кг

118

1320 кг

68

315 кг

85

515 кг

102

850 кг

119

1360 кг

69

325 кг

86

530 кг

103

875 кг

120

1400 кг

70

335 кг

87

545 кг

104

900 кг

121

1450 кг

71

345 кг

88

560 кг

105

925 кг

122

1500 кг

72

355 кг

89

580 кг

106

950 кг

123

1550 кг

73

365 кг

90

600 кг

107

975 кг

124

1600 кг

74

375 кг

91

615 кг

108

1000 кг

125

1650 кг

75

387 кг

92

630 кг

109

1030 кг

126

1700 кг

76

400 кг

93

650 кг

110

1060 кг

127

1750 кг

77

412 кг

94

670 кг

111

1090 кг

128

1800 кг

78

425 кг

95

690 кг

112

1120 кг

129

1850 кг

79

437 кг

96

710 кг

113

1150 кг

130

1900 кг

Малолитражки, легковые

Кроссоверы, внедорожники

Индексы скорости автомобильных шин

Индекс

M

N

P

Q

R

S

T

U

H

V

W

Y

Скорость, км/ч

130

140

150

160

170

180

190

200

210

240

270

300

По индексам нагрузки и скорости можно косвенно судить о прочности шины, ведь для высоких нагрузок необходим усиленный каркас и более твёрдый состав резиновой смеси.

Возникает резонный вопрос: стоит ли ставить шины с большей, чем рекомендует производитель, предельной нагрузкой или скоростью — так сказать, с запасом? Смотря с какой целью. Если вы часто ездите по плохим дорогам, то у шин с высоким индексом нагрузки шансов пережить ежедневную битву с ямами действительно больше, чем у штатных. Но лучшей управляемости или более эффективного торможения за счёт высокого индекса скорости не добиться — они никак не связаны. А вот комфорт и плавность хода на более жёстких скоростных шинах пострадают ощутимо. Если вы ездите по городу в гражданских режимах, то покупать высокоскоростные шины с грузоподъёмностью грузовика нет смысла — просто придерживайтесь рекомендованных значений.

Дата выпуска шины

Дата выпуска шины

Как и на большинстве товаров, на автомобильных шинах указана дата выпуска. Автолюбители часто забывают об этом при выборе колёс, хотя возраст резины — один из ключевых факторов. С годами каучук рассыхается, теряя эластичность, причём внешне это может никак не проявляться. Спустя всего 5 лет хранения на складе шина, на которой даже не ездили, уже не полностью соответствует заявленным когда-то параметрам. Поэтому на дату производства шины нужно смотреть первым делом — чем свежее, тем лучше.

Дата выпуска указана на боковине шины в отдельной овальной рамке. До 2000 года использовался трёхсимвольный код, но сейчас этих «ходячих мертвецов» уже не встретить. Начиная с 2000 года производители маркируют шины четырёхзначным кодом. Первые две цифры — неделя производства, последние две — год. Например, шина с маркировкой 1411 произведена на 14-й неделе (т. е. в апреле) 2011 года, и ездить на ней сегодня уже не стоит.

Индикаторы износа протектора

На всех шинах есть индикаторы износа TWI (Tread Wear Indicator) — специальные перемычки в канавках протектора. Для облегчения их поиска на боковину шины наносят символы, указывающие расположение индикаторов: маленькие треугольники или стрелки, иногда с надписью TWI, иногда — без.

Учитывайте, что индикатор TWI показывает критический износ протектора, а не «износ 50%», как любят рассказывать продавцы подержанных шин. Как только резина сточилась до индикатора, пора купить новые шины. На зимних покрышках индикаторы расположены выше, чем на летних, поскольку их допустимый износ заметно меньше.

Индикаторы износа протектора

Шины Run Flat (езда на спущенных колёсах)

Шины Run Flat (езда на спущенных колёсах)

Некоторые шины обладают дополнительными возможностями — например, технологией Run Flat, которая позволяет ехать на спущенных колёсах. Усиленные боковины не дают диску повредить шину: проехать на «ободах» можно 100 км — до шиномонтажа вполне хватит. Для многих современных автомобилей, не имеющих запаски-докатки, шины Run Flat — штатное оснащение.

Обозначение шин Run Flat у каждого производителя своё. Одни бренды маркируют свои шины буквами RFT (Run Flat Tyres), другие — ROF (Run On Flat), третьи — просто RF. Дальше — больше: RSC, ZP, ZPS, DSST, SSR, HRS, XRP, TRF, PAX, MOE, AOE — всё это варианты шин Run Flat. «Будьте добры, помедленнее, я записываю!» Кстати, существует международный символ Run Flat, похожий на ползущую улитку, но им почти никто из производителей не пользуется.

Монтажные символы шин

Но не всё с шинами так сложно и запутанно. Например, на резине с направленным или ассиметричным рисунком протектора обязательно есть символы для правильного монтажа. Это сервисная маркировка для сотрудников шиномонтажных мастерских — людей, работающих с шинами ежедневно. И вот она общепринята и интуитивно понятна!

Монтажные символы шин

Направленную шину, помимо устремлённого вперёд рисунка протектора, выдаёт надпись Rotation (вращение) на боковине и стрелка-указатель. Она показывает, в каком направлении должно вращаться колесо при движении машины вперёд. А на шинах с ассиметричным протектором есть надписи Outside (наружная сторона) и Inside (внутренняя сторона) — ставить резину на диск нужно именно так. Как видно, ошибиться сложно.

Тем не менее, для придорожных шиномонтажей нет ничего невозможного, и неправильно установленные шины иногда встречаются. Колесо, вращающееся «против шерсти», теряет эффективность и вносит дисбаланс в поведение машины. Обязательно проверяйте правильность установки шин по монтажным символам на боковинах.

Надеемся, что обозначения шин стали для вас немного понятнее. Удачной дешифровки!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

  • Что означают цифры на аккумуляторе авто
  • Что означают цветные полоски на резине авто
  • Что означают цветные полоски на пружинах авто
  • Что означают цветные метки на пружинах подвески октавия а5
  • Что означают цвета на пружинах подвески